Сообщество «Салон» 00:00 6 июня 2013

Музон

НОМ. "В мире животных

Отметив в минувшем году четвертьвековой юбилей и выпустив долгожданный масштабный кинопроект "Звёздный ворс", "короли Санкт-Петербурга" представили новую программу, которая легла в основу уже пятнадцатой студийной пластинки группы.
"В мире животных" создавался и записывался всеми участниками "золотого" состава НОМ. Над вокальными партиями работали: золотой голос Женевской оперы Александр Ливер, молодое дарование Варвара Зверькова, известный художник Николай Копейкин, ушедший ныне на пенсию Сергей Кагадеев и многие другие. Альбом украшают виртуозные гитарные партии Виталия Лапина и, что особенно интересно, живые барабаны Вадима Латышева, впервые в саунде группы с 1997 года! В 2012 году слушатель уже имел возможность ознакомиться с двумя треками из грядущего релиза — видеоклип "Скотина" Андрея Закирзянова (до сир пор вызывает политические споры в комментариях), и оратория на слова писателя Лимонова "Я — Эдуард!", вошедшая в диск-трибьют "Лимonoff". По всем признакам, новый альбом группы НОМ будет эпохальным", — радостно сообщает пресс-релиз.
Если учитывать вышеуказанные вводные, а также то, что альбом выходит после заметной паузы — предыдущий "Превыше всего" появился ещё в 2009 году — ожидания оправданны.
"В мире животных" — концептуальное и отчасти смелое решение, всё-таки не самое редкое название в музыкальном мире. Вся пластинка — 8 номеров плюс 3 бонус-трека (с подзаголовком "20 лет спустя") — новые версии "номовской" классики — "Свинух", "Хор затейников из кондукторского резерва" и нетленка про "7%".
Если учитывать постскриптум, то начинается пластинка с антифеминистского стёба "Животные", а заканчивается гомофобным боевиком. И если не привязываться к человеческому измерению, но лишь к медийному шуму — более чем актуальные темы.
Однако по содержанию, альбом несколько рассыпается. Всему нашлось место — и раздражению Копейкина ("Скотина"), и недвусмысленному выпаду "Железный Буратино" ("Клопик полулысый с рыбьими глазами") и триумфальному Ливеру с романсом "Космополит" и брутальным номером по мотивам романа "Это я — Эдичка", и монументальной заглавной ( в которой, помимо прочего, заложена пародия на знаменитую композицию Тухманова-Шаферана из репертуара "Песняров" "Наши любимые") и живым ударным, и активной электронике, и несколько старомодной гитаре. Но в цельную картину всё это не складывается, есть ощущение, что пластинка — набор накопленных песен, подведённых под концепцию. В качестве синглов всё смотрелось бы куда точнее. И если уж "В мире животных" — очевидная злая карикатура, то зачем нужен окололимоновский опус? Положительный герой в карикатуре невозможен. А с Лимоновым группа поддерживает дружеские отношения, да и герой его первого романа пронзительно-человечен даже в самых жёстких эпизодах.
Альбом "о зооморфности человека, его скотоподобии в различных проявлениях. Тема раскрыта во всех видах, как в гендерном, так и в политическом, и в экономическом. Точка альбома — фраза Копейкина "Кто скотиною родился, тот скотиною помрет". Человеком надо стараться оставаться", — из интервью Андрея Кагадеева (http://zhukvesti.info/)
Смех в отношении несовершенной человеческой природы и её проявлений — визитная карточка "НОМ". А вот проявившийся размен на конъюнктуру для русского музыкального "Монти Пайтона" — игра на понижение.
Понятно, что "Н.О.М" транслирует часть недовольства, что накопилось в обществе. Но сила проекта всегда была в игре на опережение, в юмористическом абсурде, что жалил сильнее, нежели оплеухи по какому-то сиюминутному случаю (в которых, к тому же, неожиданно проявился привкус инфантилизма). Характерно, пиком "номовского" творчества считается альбом "Во имя разума", где бескомпромиссность смеха сочетается с абсолютной независимостью.
Ещё одно послевкусие от пластинки — усталость и предсказуемость. До самопародий дело не дошло, но эксплуатация знакомых ходов и интонаций явно имеется.
Видимо, зафиксировав это, об окончании сотрудничества с группой вновь объявил Сергей Кагадеев. Случилось это перед недавней презентацией нового альбома экспериментальной формации Won James Won: "Впервые за год, я выхожу на сцену в качестве вокалиста. Этот альбом для меня, как для музыканта, несравнимо более важен, нежели альбом группы "НОМ", на котором я так же исполняю заглавные песни. Для меня предстоящий концерт знаковый — он подводит окончательную черту в моём сотрудничестве с группой "НОМ". Это не шутка. Я никогда больше не выйду на сцену в составе этой группы".
Кстати, по поводу центральной темы — "кто скотиною родился…" Один мой коллега, услышав сей пассаж, даже заподозрил авторов песни в приверженности к некоторым несимпатичным доктринам. Не думаю, что Копейкин, Кагадеев и Ко задумывались о таких вещах, но промах налицо. Художник не может отрицать возможность перерождения, трансформации ветхого в новое. Даже для красоты словца.

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x