Новый альбом одного из самых ярких и необычных донских коллективов. Известен он достаточно локально, словно подтверждая правило: подлинное в обществе потребления обречено на неизвестность. Гастрономический оркестр "М.Я.С.О." существует примерно со второй половины 90-х, когда парни из новочеркасского посёлка Октябрьский затеяли квартет. Насколько понимаю, изначально "М.Я.С.О." — это первые буквы имён отцов-основателей. Впоследствии появились и более игровые расшифровки — "Мочёные Яблочки Солёные", "Мама Я Совсем Оглох", "Мысли Ящерицы Собравшейся Отобедать" Думаю, что против каких-то новых и оригинальных трактовок участники проекта вовсе не будут возражать.
Самый известный из них — самобытный донской музыкант, многорукий Шива-мультиинструменталист Олег Толстолуцкий. Этот высокий немногословный человек с загадочной доброй улыбкой является автором или незаменимым участником ещё без малого десятка донских проектов: "Зазеркалье", "Церковь детства", "Атака сзади", "Буду ждать с цветком в руке", "Донская романтика". Из последних — "Полоний-210" (автор текстов — легендарный идеолог "Запрещённых барабанщиков" Иван Трофимов) и новый казачий ансамбль "Бирючий кут", который исполняет песни на произведения донских поэтов, среди которых Павел Поляков и Николай Туроверов. На youtube.com есть пронзительный ролик "Уходили мы из Крыма…" на стихи последнего.
От одного перечисления групп, к которым приложил руку и сердце Толстолуцкий (да и другие его "мясные" коллеги) дух захватывает — настолько выдающийся получается список, убедительно представляющий Ростовский регион как одну из главных точек на карте современного русского андеграунда.
"М.Я.С.О." — люди очень наслушанные и музыкально открытые. Пожалуй, только в отношении "русского рока" присутствует чёткая граница. И этически, и эстетически — это чуждое для ростовчан явление.
"Это, конечно же, никакой не "рок". Странная, самобытная помесь провинциальной советской эстрады, советского же футуризма, южно-русского городского фольклора, киномузыки и нью-йоркского авангардного даунтауна. Абсолютно вне моды и веяний", — справедливое замечание. Ещё можно услышать явно уважаемый музыкантами позднесоветский украинский рок, Балканы и латиноамериканские мотивы.
"Курган" — ностальгический эстрадный коктейль, неведомая танцплощадка, затерянная в пространстве и времени. Тут всё рядом — и курган древних могил, и прохожий, что идёт мимо окон былой любимой, и чудная, хтонической силы, история про пуховый платок (авторства Дениса Третьякова). Открытый глубокий голос, остроумно-трагичные тексты, вдохновенные духовые. Умение рассказать историю и навязать настроение.
"М.Я.С.О." — народники. Но это не лакировано-реестровая "народность" и тем более не фолк-резервация для туристов. Музыканты словно мембрана повседневной жизни Тихого Дона — от глубокой сказочной старины до суровых реалий дня нынешнего.
В отношении дончан хочется обойтись без сложносочинённых интерпретаций. Не потому, что невозможно, но появится привкус рассудочного скальпеля, что рассекает жизнь на мёртвые обрубки. А песни гастрономического оркестра — это настоящая "философия жизни". Это непафосный, внешне незаметный, но фундаментальный вызов вселенской инерции, что ныне заключается просто в способности страстно жить и творить. Непростая история, но "М.Я.С.О." справляется великолепно.