NECRO STELLAR. "Изначальное стремление. 1991-2011" (Shadowplay Records).
Юбилейный альбом Necro Stellar, составленный по большей части из реставрированного и перезаписанного материала начала 90-х. Оглянувшись назад, улыбаясь, смотрю на все наши взлёты, прыжки и падения, темные дни пустоты, чёрствый хлеб и фантомную боль помертвевшей эпохи. Торопливо и беззастенчиво провожаю горькое и беспутное время, выигранное и упущенное, похороненное без почестей, жалостей и поминок, время, которое наконец-то закончилось. А посему альбом наш — натурально стоит на Пороге Перехода. Самим фактом своего существования он, в определенном смысле, скромно завершает гнусную эпоху разложения 90-х — 2000-х. И Новые Песни смотрят в светлую даль. Песни Нового Времени — для воплощенных Потоков Пламени, для карающих старый и строящих новый мир, для всех тех, кто "пришёл освободить Солнце", — провозглашает Юрий Звёздный, лидер яркого и необычного проекта российской независимой сцены.
"Изначальное стремление" — тотальное восьмидесятиминутное полотно, пятнадцать номеров, среди которых "Кольцо сопротивления", "Армагеддон 2012", "Смех детских игрушек", "Новая партизанская". Многоплановая музыка, одновременно сложная, но не закрытая для неискушённого восприятия. Тревожная электроника, психоделические синтезаторы и пафосный индустриальный рок. Necro Stellar, как никто, озадачен подачей, собственным оригинальным звучанием, и на вкладке к пластинке подробно поясняется, какие инструменты использованы в композициях. При этом стили и жанры для группы лишь формы, через которые звучат дух, идея. Здесь хватает различных планов — от культурного и идеологического до мифосимволического.
Второй диск издания — это новый трибьют группе, созданный усилиями видных экспериментаторов: Neutral, Moon Far Away, Евгений Вороновский в формате Gameboydrice и достаточно неожиданный здесь "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра-Земля" плюс англичанин Kиф Бейкер, американцы Combat Astronomy, германский Stormtrooper. Трибьют пышет разнообразием интерпретаций, стилей, но, пожалуй, живёт своей жизнью. Во всяком случае, сразу же после огнедышащего "Изначального стремления" эта интересная пластинка воспринимается уже отдохновенно.
У Necro Stellar своя увлекательная культурная история. В авторитетах близкие по духу и нетривиально мыслящие явления, создававшие свои миры, свои звуковые ландшафты — и в рок-музыке 60-х–70-х, и в раннем индастриале, и в радикалах 80-х, и в отечественных композиторах-авангардистах. Maeror Tri и тут же чудный ансамбль "Дружба", Андрей Платонов и волшебный отечественный кинематограф. Только ближние два десятка лет в их яростной искусственности и господстве стандарта мало привлекают NS. А как признавался сам Звёздный, последние годы он активно и увлечённо слушает таких столпов аутентичного фольклора, как ансамбль "Русичи" или Юрий Щербаков. Кстати, связь с народной традицией прослеживается даже в самых технически нагруженных работах группы.
Necro Stellar — непрерывное исследование — звука, смыслов, культур. И через это познание самих себя.
"Изначальное стремление" — это очередная история прощания с девяностыми-нулевыми. Однако, фиксируя точку перехода, группа обнажает резкие выводы. Разве вечные вопросы — "Дух и материя", "добро и зло", "любовь и ненависть" отменили?" — словно вопрошают участники проекта Юрий Звёздный и Анастасия Поднебесная.
Для Necro Stellar мир — это заговор и борьба против заговора. Вавилонская система против личности, бандитский капитал против родины, гламур против жизни, цифра против аналога, общество потребления против культуры.
NS — с их принципиальной серьёзностью, хорошая мишень для глума интернет-балагуров. Но музыканты проекта убеждённо действуют по принципу "собака лает — караван идёт". Мне кажется, такое равнодушно-высокомерное отношение к горизонтальным связям и резкость определений зачастую намеренно провокационны. В конечном счёте "тролль", получивший оплеуху, останется "троллем", а ищущий человек, даже незаслуженно задетый, продолжит свои изыскания.
Necro Stellar — это потусторонний смех, странная улыбка-гримаса, не злая, но пронизывающая. Без иронии. Necro Stellar вполне мог бы вслед за Блоком повторить: "Перед лицом проклятой иронии — все равно для них: добро и зло, ясное небо и вонючая яма, Беатриче Данте и Недотыкомка Сологуба".
Принципиальна для Necro Stellar фигура детства. Только это не современный пьедестал — "личность", "индиго" и прочие развлечения медиа-психологов. Скорее, это верность детству как миру непосредственного восприятия, в котором жива сказка, а ценности не варьируются под эгидой "эффективности".
Necro Stellar — это вызов сакрального в нашем опустошённом мире. При этом NS оппонируют постмодерну не с позиций вчерашнего дня. В конечном счёте вектор нашего падения задан именно Модерном. Necro Stellar идёт гораздо глубже и гораздо радикальнее. Поэтому и какие-то внешне традиционные формы, во многом утерявшие связи с собственным истоком, не вызывают интереса у группы. На пути "освобождающих Солнце" — нет компромиссов.