Анонс пластинки обещает "музыку, под которую ты будешь танцевать в этом году". Одновременно "Цвет нации" уверенно причисляют себя к панкам. Стало быть, электропанки: дискотека с элементами митинга и "дестроя".
Одноимённый телефильм Парфёнова был посвящён фотографу Прокудину-Горскому, который оставил потомкам тысячи цветных образов Российской империи. Сей "Цвет нации" — многоцветен, но в цельную картинку складывается с трудом. Есть яркие и ядовито-заметные оттенки, но хватает и унылого бесцветия: и как выбора музыкантов, и как уровня воплощения.
"Цвет нации" — своего рода супергруппа. В одном участнике мы узнаем одного из создателей "Барто" Алексея Отраднова, вокалист Авдей и гитарист Анатолий Костычев — из китчевой панк-группы "Штабеля". Наконец, в роли директора значится Александр Константинов, знаменитая Старуха Изергиль культовых тверских монстров "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля".
После того как "Барто" из Подмосковья перебазировалось в Питер, Алексей Отраднов создал проект "Голый повар". Возможно, изначально это была площадка для параллельных действий по материалам, которые не подходили концепции "Барто". (Не забудем, что у «Барто» был ещё романтический «двойник» "Огни святого Эльма"). Непритязательный электроклэш, "попытка описать окружающую реальность музыкально-кулинарными средствами", много сарказма, нарочитой грубости и похабного натурализма. Был и забавный парадокс, и безвкусный плакат. И казалось, что пластинка "про сторонника перемен" — разовая акция. Однако "Голый повар" не ограничился единственным альбомом, но второй, "Битва экстрасенсов", оказался куда менее брутален. А в этом году группа анонсировала пластинку по мотивам песен самой "Инструкции по выживанию", на последнее отваживалась только "Гражданская оборона". Собственно, почему обращаюсь к истории "Голого повара" — это заметная составляющая "Цвета нации". Хотя по музыке нынешний дебют, пожалуй, пободрее и лучше подан.
"Твой 2016-ый" — альбом небольшой, девять композиций, минут на 25. Созвучно времени твитов, лайков, роликов. От "Голого повара" — "Цвет нации" позаимствовал: "Перемен", "Путин разрешил", "Володьку", "Eins Zwei Drei". Последняя — несколько переосмысленные "Запрещенные барабанщики", композиция с альбома "Только для взрослых". Вообще, у Отраднова заметна перекличка с Иваном Трофимовым: начиная с роли идеолога при создании группы и заканчивая итоговым разводом с музыкальным флангом. И в обоих случаях разрыв не лучшим образом сказывался на жизни роектов. И творчески Отраднов конгениален Трофимову: сильный культурный бэкграунд, лаконичное острое слово, хорошая фантазия.
"Цвет нации" — в принципе, суть повторение всё тех же проклятых русских вопросов, с большим упором на "кто виноват?" Атака на шоу-бизнес, политику и одноклеточное существование, выпады в адрес общественных пороков, сатира над модным "образом жизни". Неизбежная тема глобального и частного человеческого кризиса, грустная усмешка в сторону заложников всеобщего потреблятства. Однако она хорошо была озвучена ещё "Барто" в номере "Скоро всё …"
В духе "Голого повара" — расчёт на интернет-вирусный эффект некоторых формул альбома.
Кое-что может привлечь партайгеноссе Шумов в свои собрания изобличительно-разоблачительной актив-музыки, и это не комплимент. Ибо некоторые темы поистрепались для меткого "выстрела". И оборзевшие "правоохранители", и жуткий телепопс, доведённый до логичного предела, — порой это тот самый хрестоматийный анекдот, рассказываемый вновь и вновь. Зато есть возможность перевернуть кривляние некоторых номеров, например, "Обамы". Почти наверняка авторы такого эффекта не закладывали, но сие вполне работает.
Отчасти "Твой 2016-ый" — игра в дискотеку. Некоторые номера словно озверевшие "Дискотека Авария" или "Руки вверх". Но — важный вопрос: а жива ли сегодня дискотека как форма общественного диалога? Понятно, что есть места и местечки, где "гуляют" по старинке. Но там и радикальный юмор этаких умников не сильно котировался, а тот же "Ленинград" зачастую порой воспринимался в штыки. К тому же появился рэп, который сразу выдавил многие потенциально популярные истории на периферию культурных интересов. Так что зафиксируем "Цвету нации" уважение, но и пожмём плечами. Надо полагать, слушателями альбома, в первую и вторую очередь, будут люди близких сред и сообществ.