Сообщество «Салон» 00:00 27 июня 2012

Музон

Два сольных альбома, вышедших почти параллельно, в середине мая, двух влиятельных музыкантов, некогда сотрудничавших — Леонид Фёдоров поучаствовал в записи первого альбома группы "Ленинград" "Пуля". 

Сергей ШНУРОВ. "Лютик" (sosimc.ru).

Леонид ФЁДОРОВ. "Весна" (Ulitka Records).

Два сольных альбома, вышедших почти параллельно, в середине мая, двух влиятельных музыкантов, некогда сотрудничавших — Леонид Фёдоров поучаствовал в записи первого альбома группы "Ленинград" "Пуля". И длительность у обеих, почти концептуальных, пластинок, компактно-несовременная — около 35 минут. И Фёдоров, и Шнуров уверенно занимают свои ниши в нашей культурной иерархии, и оба делают, что им хочется.

Сергей Шнуров на полную катушку использует Интернет — на сайте "Ленинграда" происходит регулярное пополнение свежих песен и роликов, быстро расходящихся по сети. Надо полагать, новый альбом "Ленинграда" уже не за горами. Как последний необязательный "Вечный огонь" вышел потому, что "песни накопились".

Но сольный шнуровский "Лютик" — внезапный и удачный релиз. Несмотря на ощущение, что идея возникла спонтанно. Тем более, что некоторые песни уже проходили через репертуар "Ленинграда" и "Рубля".

Первый сольный альбом Шнурова "Второй магаданский" вышел в достаточно искусственной серии "Нелегенды русского шансона" наряду с Псоем Короленко, Кортневым из "Несчастного случая" и Гариком Осиповым почти десять лет назад. Если "Второй магаданский" — был условным приближением к блатняку, то здесь налицо весомые приветы 70-м и 80-м. Шнуров играет уже в Сержа Генсбура, есть номера почти в окрестностях "My lady heroine" и "Je t'aime moi non plus". А "Печаль" — это кривая вариация "Пьяненькой печали", особо известной в исполнении Аркадия Северного. Мата хватает, он довольно беззлобный, но зачастую и совсем необязательный.

Альбом записан при ограниченном участии товарищей по "Ленинграду". Вокалистка Юля-Ноги промелькнула почти незаметно, на подпевках в песне "Ferrari". Видимо, неслучайно "Лютик", несмотря на лексику, мягкий, тихий, в чём-то даже изящный альбом, в котором шумная фурия слушалась бы диссонансом.

"Лютик" открывает нам Шнурова-романтика. Герой упорно демонстрирует презрение, равнодушие к суете окружающего мира на фоне любовных коллизий. Всё под сомненьем и всё относительно, "кроме тебя". Но это не инфантильный выпад, скорее попытка мужского романтического взгляда. Не обошлось и без скрытой фиги в адрес ушедших на митинги коллег-музыкантов, да ещё глупо разоряющихся на тему попсы, что зациклилась на теме "неразделённой любви". Хотя песни об этом сочиняют столетиями. И "Лютик" — это "пьяный от любви" альбом.

Шнуров умудряется сочетать нарциссизм и самоиронию. Вопрос, конечно, точно ли перед нами Сергей Шнуров, а не хулиган Шнур? Но возраст таков (через год 40 лет) что неизбежны иные интонации. Во всяком случае, для человека в развитии. "Любовь — источник всего. Во имя любви живу и я — стареющий консервативный рокер", — так нынче говорит Шнуров. Такое откровение воспринимается, конечно, с подозрением. Ведь тому же Шнурову принадлежит ехидное признание: "Я постоянно пытаюсь запутать зрителя — учусь у нашего правительства. Но в качестве маски, проекта, "Лютик", пожалуй, получился.

У Леонида Фёдорова в его сложносочинённой дискографии произошло пополнение в разряде "сольные альбомы". Это всего четвёртый чисто фёдоровский альбом, последним таким был "Лиловый день" 2003 года. Планировался проверенный вариант с участием контрабасиста Владимира Волкова, но тот опоздал и Фёдоров записал партии самостоятельно. Детский голос в композиции "Конь" — это супруга музыканта Лидия Фёдорова. Небольшое традиционное участие Дмитрия Озёрского и Анри Волохонского. Основной контент величественной "Весны" — это музыка Фёдорова и произведения поэта-обэриута Александра Введенского. Введенский — "соавтор" уже третьего альбома Фёдорова, до этого частично были "Романсы" и полностью "Безондерс".

Благодаря Фёдорову, Введенский заговорил в XXI веке. Оказался очень ко времени — его атака на разум, выход на границы "бреда" более чем аде- кватны нашей странной реальности.

И созвучно духовному парадоксу Введенского, но уже в музыке, Фёдоров творил в поисках очищения музыки от наносных "смысловых" эффектов.

"Весна" — более песенная пластинка, тексты здесь выведены на передний план, Фёдоров пытается не подавить слово своими интонациями. Иногда даже кажется, что это вполне мог быть и "Аукцыон". И одновременно "Весна" более роковый и роковой альбом. Какой-то сурово-мрачный, порой до исступления. Весна тревоги нашей. Несмотря на нарочитую живую небрежность звучания и разнообразие приёмов.

Композиция "Весна" — от Введенского здесь отрывок из "Ёлки у Ивановых", произведения, предвосхитившего европейский театр абсурда. У Фёдорова/Введенского можно говорить об особом русском театре абсурда, причём театр — скорее, условность, место действия артиста. В главных темах-маршрутах Введенского "Время, Смерть, Бог" Фёдоров движется своими тропами. А в финальной знаменитой "Элегии", в которой Введенский отошёл от "звезды бессмыслицы", возникает предельно близкий вызов Фёдорову: "На смерть, на смерть держи равненье певец и всадник бедный". Но как православный человек, Фёдоров знает, что смерть может стать началом новой истории.

10 октября 2024
Cообщество
«Салон»
27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
18 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x