КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ. "Нефть" ("Бомба-Питер").
В будущем году группе исполнится двадцать лет, но сказать, что "Краденое солнце" полноценно прожило эти годы нельзя. Более того, неожиданное возвращение "золотого состава" группы уже под вопросом. В сети появилась реплика вокалиста Джеффа (Евгения Анисимова): "В связи с тем, что я перестал понимать цели и задачи, которые ставит перед собой группа "Краденое солнце", должен честно объявить о своём повторном и, на этот раз, окончательном выходе из проекта. Не грустите. Так уж сложились обстоятельства". Впрочем, предстоящие концерты — презентации альбома — заявлены в полном составе. Но контрактные обязательства — одно, а дальнейшие планы совсем другое. Досадно, ибо речь идёт об одном из самых ярких проектов, локальная популярность которого — свидетельство времени, гримасы отечественного музыкального процесса и откровенное невезение.
"Краденое солнце" вправе было претендовать на место под солнцем российского шоу-бизнеса. Во всяком случае, если бы "КС" потеснило почти параллельно появившихся "Мумий Тролль", "Сплин" хуже точно бы не было. Официальная поп-роковая сцена обрела бы отличную группу, которая сильно разнообразила бы палитру, заодно указав, что помимо объедков брит-попа и опивок русского рока, полно музыкальных пространств.
Эксцентрично-депрессивный вокалист и шоумен Джефф с красно-оранжевым хаером, абсурдно-символистские тексты, позволяющие вдоволь насладиться интерпретациями, классный музыкальный коктейль — вдохновенные синкопированные ритмы, танго, ска, вальсы, уходящие в забой панк-рока. Рыжий клоун — жизнелюбец и страдалец — Джефф и коллективный белый клоун — резонёр и умник — музыканты. Богатый и много- слойный бэкграунд, начиная с Серебряного века и заканчивая лучшими образцами поп-культуры. "Краденое солнце" воплощало мятежную душу Петербурга не меньше, чем иные "патентованные" по теме артисты.
Кстати, дежурные аналогии с "Аукцыоном", если и были уместны, то в самый ранний период, что зафиксирован на архивном диске "Рецензированию не подлежит". А из классики рока "КС" скорее напоминали Sparks, во всяком случае, легко представляю их исполняющих, например, "I bought the Mississippi river".
Появление "Краденого солнца" в дибровской программе "Антропология" 1997 года произвело фурор — народ дружно выяснял, кто эти яркие и необычные музыканты, а последующие концерты прошли при значительном нашествии публики. Но прорыва не получилось — затянули с лейблом, потом грянул август-98, группа осталась при своих.
Новый век был встречен едким и резким концептуальным альбомом "Маджента", который венчала "Антимузыка" — увесистый кукиш шоу-бизнесу. Вскоре накопленные противоречия взорвались уходом Джеффа. Он собрал состав "Jeff Сотоварищи" (альбом "Язык до Киева"), затем возник проект "Jeff и Карманы", пластинка которого "Вива, Фидель!!!", кажется, так и не увидела свет. "Краденое Солнце" в практически изначальном составе Павел Ключарев—Александр Козьяков—Кирилл Кузин—Кирилл Погоничев (Джефф присоединился к коллективу через год после основания) выпустило гладкий альбом "Антарктида-Мадрид", сдержанно отметило десятилетие и замолчало. Да простят меня музыканты, но только вместе они были по-настоящему пронзительны.
И вот новое проявление. Жаль, если недолгое. Понятно что состав, в котором сразу несколько лидеров — наверняка обречён на нестабильность. При идеальном варианте столкновение характеров активно влияет на развитие, появление новых идей, но, увы, идиллия редка.
"Нефть" — как минимум, один из лучших русскоязычных альбомов сезона. Но не удивлюсь, если он не получит должного внимания — за прошедшие годы ситуация в российском музыкальном мире уж точно не улучшилась.
Альбом включает дюжину композиций, в том числе довольно оригинальные ремиксы на старые хиты — "Козу" и "Илону". Отличные мелодии, изысканные аранжировки, убедительный саунд. "КС" — рок-группа, с лёгкостью использующая эстрадные, этнические мотивы. Вновь появился баян, а ещё имеются кларнет, альт и скрипка.
Это узнаваемое и любимое "Краденое солнце". Но и другое. Даже начало, привычно бодрое "Таней", "Почтальонами" или "Летом", здесь — "Тоска". "Нефть" — очень взрослый и очень печальный альбом. Настоящая мужская грусть, кризис среднего возраста без пошлого самолюбования. Здесь нет улыбки. Не обнаружить сказки, которая всегда влекла музыкантов. Нет и ответной яростной реакции. "Не добежал", "сгораем в небе", "камень уходит на дно, хочется с ним заодно" и как венец всего "черней ночи подруга", бесчеловечная и тотальная нефть. "Нефть — это кровь нашего времени", — заметили музыканты. Макрокосм и микрокосм в тождестве тоски и тревоги. Одако, такое состояние всегда интересовало нетривиальных авторов и художников — граница отчаяния перспективна для творчества.
Одноимённая альбому композиция завершается неожиданной аудиоцитатой из предвыборного матерного спича Жириновского на "Эхе Москвы" о двуличности человека и подлости мира. Жирик — тоже клоун, только государственного масштаба, но сентенция "кругом грязь, обман, ложь" явно близка "Краденому солнцу".