NOIZE MC. «Новый альбом» (Thankyou. ru)
В отношении Нойза МС можно исповедовать разные подходы, исходя из которых и оценивать проявления музыканта. Если оптика благожелательна, то перед нами неравнодушный молодой человек Иван Алексеев с динамичными пластинками, смелыми заявлениями и активной гражданской позицией. «Надежда хип-хопа», «голос поколения» etc.
Мне ближе позиция нойзо-скептиков. Начиная с имени — к нойзу я отношусь с почтением и интересом, но где тут нойз — понять не могу: альтернативный попс как он есть. Из местных предтеч назову «Кирпичи». И рэп от Нойза я скорее воспринимал как вариант рок-частушек. Юмор плоский, рифмы неинтересные и, что особенно угнетало — полное отсутствие самоанализа. А для «рупора эпохи» хиты Нойза откровенно сиюминутны.
Стоило высказать пару критических слов в личном блоге, как туда яростным сектантским отрядом влетели поклонники с веером хамским реплик. Обиделись за кумира — понятное дело, хотя мониторинг высказываний в довольно локальном пространстве — как минимум, удивляет. За фанатов исполнитель не в ответе, но их безапелляционность очень коррелирует с нойзовским взглядом на мир — сомнений у парня, похоже, нет, при том, что уровень представлений о мире — откровенно невыдающийся.
В самом знаменитом номере про «Мерседес S666», написанном спустя сутки после аварии на Ленинском проспекте, с участием представителя руководства «Лукойла», музыкант расставил все акценты и навесил ярлыки, не дожидаясь даже минимальных итогов следствия. Понятно, что все мы имеем представление о том, как ведут себя на дороге наши «элитарии», но презумпцию невиновности никто не отменял. Тем более, когда параллельно ты агитируешь за правовое государство и прочие либеральные прелести.
На премии «Степной волк»-2010 Нойз пафосно заявил со сцены, что «Мерседес» петь больше не будет, и тут же исполнил песню про шахтёров: прошло немного времени с момента взрывов на шахте «Распадская». Но для того, чтобы воспеть тяжёлый шахтёрский труд и наехать на алчных хозяев шахт не стоит ждать трагедии. И пусть Нойз регулярно отмахивается от обвинений в конъюнктуре, от использования метода «утром в газете — вечером в куплете» — из песни слов не выкинешь. А уж история с «заточением» в Волгограде была отыграна на полную катушку. Мой «ящик» как-то оказался в рассылке музыканта — в течение нескольких дней шёл гвалт — что происходит, кто и как высказался в поддержку музыканта, как страдает жена и новорожденный ребёнок. Пиком было обвинение ГУВД по Волгоградской области и его пресс-службы, в нарушении авторских прав — за видео «10 суток в раю». Хотя попадание на нары за мат со сцены в адрес милиции — как минимум, объяснимо и безо всякого трагизма.
Спустя некоторое время пришло сообщение, что Noize MC выпускает линейку своих фирменных наушники и эксклюзивные МР3-плееры. Маркетинг поставлен на широкую ногу. Был слух, что Нойз якобы умудрился монетизировать даже своё участие в летнем книжном фестивале в ЦДХ, где публика имеет возможность пообщаться со своими любимыми авторами. Вторым выдвинувшим финансовые условия, правда, неудачно, был, что характерно, ещё один «борец с системой» Алексей Никонов из «П. Т. В. П. »
«Новый альбом» — это огромное полотно, более семидесяти минут, двадцать один номер плюс ещё один скрытый. Такими же масштабными были все предыдущие официальные релизы, названные не без выпендрёжа, соответственно, «Greatest Hits» в двух вариантах и «Последний альбом». Кстати, «Последний» был явно получше и по содержанию, и по качеству.
Вообще, сложно понять, зачем Нойзу нужен альбом как форма. Синглы, ролики — уместны. Но альбомы, и «Новый» — не исключение, просто разваливаются под давлением объёма, отсутствия драматургии. Если бы это было во времена расцвета музыкальной издательской индустрии, то объяснимо — хочется зафиксировать накопленное. Но сейчас новые релизы можно пускать по сети куда регулярнее. Собственно, «Новый альбом» — и распространяется изначально как интернет-релиз.
В общем, в таком объёме каждый может найти что-то ему интересное, если, конечно, дослушает до конца — человек-то небесталанный, тем поднимает много и решает разнообразно — от глумливого стёба до антиутопий. Есть несколько коллабораций, блекло переосмыслена цоевская «Мы хотим танцевать», множество различных цитат. Музыкально — и рэп-кор, и регги, и панк-рок, и дабстеп. При этом впечатления какого-то вдохновенного многоцветия нет, звучание довольно однообразно.
Что касается идей, то приходится констатировать печальный парадокс людей, апеллирующих к свободе, личности — все их реакции и аргументы можно практически наверняка предсказать. И, разумеется, выгодная тема «русского фашизма». Великой Отечественной войной у нас любит прикрываться кто угодно. Можно подумать, ветераны оценят «ШлакваШаклассика! » или похабный «Пушкинский рэп». Давно уже замечено, что все эти ревнители «Пушкина-негра» — расисты, каких не видывал даже Третий рейх. И нет большей глупости, чем сводить недовольство части граждан поведением иноземцев к происхождению великого поэта. Найдите среди героиновых торговцев хотя бы Евтушенко, про нового Пушкина просто молчим.