Сергей КЛЕВЕНСКИЙ. "12 пьес" ("Министерство дистанционного управления культурой")
В 2016 году два больших этно-мастера отмечают юбилеи. 2 января 60 лет исполнилось мэтру русского фольклора Сергею Старостину. А 24 августа пятидесятилетие отметит Сергей Клевенский, мультиинструменталист, один из главных русских духовиков. В его арсенале — свирели, флейты, рожки, кларнет, волынки, жалейки.
У Клевенского — классическое образование, Московская консерватория по классу кларнета. Но симфоническую карьеру он делать не стал и ушёл в этническую музыку. Его привлекают к работе "монстры" шоу-бизнеса, но Клевенский предпочитает играть с независимыми музыкантами, сотрудничает с джазовыми, рок и электронными музыкантами. Его духовые можно встретить на альбомах Инны Желанной, "Волга", SunSay, квартета Ивана Смирнова, "Мюллярит".
"12 пьес" — восьмой диск лейбла самого Клевенского с необычным названием: "Министерство дистанционного управления культурой". За десять лет выпущены сольные альбомы Клевенского "Кровь с молоком" и "Галерея снов", совместные пластинки с Сергеем Старостиным и сёстрами Краснопевцевыми, "Где правда живёт " от BioTrio (Клевенский, лидер движения "Этносфера", композитор и клавишник Сергей Филатов и певица Таисия Краснопевцева), "Узоры" Марио Калдарару.
В "пьесах" приняли участие многие из упомянутых соратников, а ещё легендарный басист Сергей Калачёв, бард Андрей Козловский, видный перкуссионист и вибрафонист Владимир Голоухов (ему на пластинке принадлежит музыка композиций "Зимний вальс" и "Морозец на щеках"), православный ансамбль "Ихтис".
"12 пьес" — это "аристократический фолк", в котором есть юмор, глубина и авторский взгляд. Клевенский умеет удивить, хотя, казалось бы, порой действует в таких широтах, где всё относительно предсказуемо. Музыка Клевенского органична, посему допускает естественные неуклюжести. Он не боится парадоксов, как не боится их живая природа и народная культура. На "Крови с молоком" "Окарина" соседствовала с "Внедорожником". "12 пьес" начинаются с "Танца вокруг дерева" и "Я люблю грядки копать", принимает в себя "Холод", марширует "8 октября", выдаёт "Колыбельную для Генштаба" и воспевает "Пылающие сердца".
С одной стороны, артистичный, мобильный Клевенский доступен любой аудитории, обращён в зал, с другой — последовательно самодостаточен и действует по своему усмотрению."12 пьес" — спокойная беседа с заинтересованным слушателем, которому не интересно фоновое звучание музыки. Поэтому неизбежно и необходимо некоторое выпадение из реальности.Клевенский сплавляет аутентичный материал и современный опыт. Это попытка сотворить "волшебство", открыть "другой мир", а не игра в технику.
"Всё в мире — музыка. Всё вибрирует — вплоть до камня. Вся вселенная — мощный единый звук, из которого, словно из спелого граната, брызжут миллиарды гармонических тонов, сливающихся в величавую гармонию океана Вселенной, в звучащую каплю бесконечности! Воспринимайте же музыку лесов, равнин, городов с открытым сердцем!" — не без пафоса звучит манифест проекта "Био Трио". Клевенский открыт разнообразной музыке, легко оперирует жанрами и традициями. Поэтому на пластинке можно обнаружить и кельтов, и скандинавов, и Восток. Но это не идейный глобализм или навязчивый мультикультурализм. Это и понимание, что излюбленные инструменты Клевенского в ходу у разных народов. И многообразие идей, для подачи которых требуется тот или иной музыкальный штрих. Здесь встречаются мировой город с мировой деревней, асфальт пробивают корни и слышатся вечные звуки. Фолк здесь квинтэссенция музыки — и основная сущность, и тот самый античный эфир, стихия, подобная молнии, "великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир".