ЗЕМФИРА. "Жить в твоей голове" ("Navigator records").
Одна из самых известных представительниц отечественной поп-рок-сцены после многолетней паузы, включавшей, впрочем, "Z-Sides" — сборник ранее не издававшихся песен и саундтрек к фильму "Последняя сказка Риты", выпустила, новый, шестой по счёту, альбом. Новость ураганом прошла по Интернету, так что гордо устраниться было невозможно. За двенадцать часов после появления релиза в сети на сервисе "Яндекс. Музыка", а случилось это 14 февраля, "Жить в твоей голове" был прослушан более миллиона раз. Я сам активно "вложился" в этот миллион. Первый раз заснул, второй — спустя полчаса понял, что давно потерял внимание и ушёл в мысли, никак не связанные с пластинкой.
Признаю: ещё со времён "девочки с плеером" принадлежу к немногочисленному племени "земфироскептиков". Удивляло и то, что именно Земфира возведена на пьедестал, так что коллеги из музыкальных изданий на все релизы откликаются сугубо положительными рецензиями, словно адекватная критика здесь невозможна.
Сложно напрочь отрицать таланты, какие-то удачные ходы, запоминающиеся рефрены. Но, как говорится, и в Comedy club случаются удачные шутки — не смотреть же из-за этого.
Стоит вспомнить резкую формулу Хаксли из романа "Через много лет": "Можно жить внутри образованного идиота… в мешанине из не связанных между собой слов и обрывков информации. А если вы из низов, то можете жить в идиотском мире homme moyen sensuel — мире, где элементами путаницы являются газеты и бейсбол, секс и хлопоты, реклама, деньги, галитоз и как бы не отстать от Джонсов".
Необязательно про идиотов. В интересующем нас контексте есть точное слово — китч. Вот Денис Бояринов на colta.ru остроумно сравнил новые пластинки Земфиры и Елены Ваенги и удивился тому, насколько они близки: от оформления до интонаций.
"Для китча характерна как бедность в том, что касается реального значения, так и чрезмерное изобилие знаков, аллегорических референций, разнородных коннотаций, экзальтация в деталях и насыщенность деталями", — Жан Бодрийяр.
Земфира — идеально реализованный проект конца девяностых из серии массового ожидания — "дайте нам своих галлахеров и томов йорков".
Сначала масса формирует стандарт, затем проект сам начинает выстраивать массу. При этом у аудитории складывается полная уверенность в диалоге, в сокровенном разговоре. Каким образом с массами связаны порой откровенно бредовые сюжеты ("я захотела любви, ты же не захотела") — и не принято задумываться.
К тому же, якобы Земфира смело отгружает табуированные в обществе темы: начиная с плача "у тебя СПИД, и значит, ты умрёшь". Хотя про этот самый СПИД в позднюю перестройку пели много и активно, грохот от хита "Коррозии металла": "Спид, спид — твой палач" стоит до сих пор.
Земфира заняла ту самую нишу, которая в нашем покосившемся супермаркете поп-музыки считается альтернативой попсе. Хотя сама Земфира честно подчеркивает в интервью, что занимается эстрадой.
В целом это конформистская музыка с неглубокой философией. Лирика у Земфиры дистиллированная, образы аморфны, истины банальны.
"Жить в твоей голове" — цельный альбом, не сильно хитовый. Выделяются — заглавная, "Деньги", "Чайка". Много говорилось, что это очень личный альбом, хотя внутренние переживания напоказ и есть самая главная фишка Земфиры. Но здесь истории тривиальны, словно Земфире просто нечего сказать.
Отпусти меня. Я расклеилась.
Кофевино. Группа "Кино".
Чье-то окно. В нем — привидения.
Отпусти меня. Мне понравится.
Кофевино. Мне все равно
Тысячу лет, что обо мне думают.
Земфира активно использует всевозможные достижения западной сцены — иногда по принципу "один в один" (The Lightning Seeds — "You showed me" и "Искала" Земфиры), иногда это источник вдохновения, интересный намёк, цитата. И на новом альбоме заметны Radiohead, Coldplay, у заглавной можно провести аналогии, например, с "Hunter", открывающей альбом Бьорк "Homogenic".
Общее место, что Земфира — перфекционист в отношении звучания, оттого часто меняет музыкантов. Но, несмотря на все эти "прорывы" и "открытия", звучание клишированное. И разговор зачастую идёт не о музыке, но о качестве "стандарта". Как заметил несколько лет назад Андрей Горохов: "В музыке, что Земфиры, что многих прочих отдельные компоненты звука воспринимаются как знаки, как герои аудио-блокбастера: гитара, драмс, клавиши, певица, флейта. Действующие персонажи комикса, не характеры, а знаки… Непластическое, назывно-символистское отношение к музыке моментально слышится: мелодия плюс ритм, плюс инструменты, плюс голос. Гитара звучит просто как гитара, женское пение — как женское пение, клавишные как клавишные, барабаны — как барабаны. Чушь это. Наивное искусство в лучшем случае. А при записи в "лондонской студии" оно дорастает до размеров китча". Земфира— успешный продукт для общества, где китч торжествует повсеместно.
Нынче у Земфиры статус такого независимого мэтра. Не без маргинальности но это уже диагноз всего нашего культурного поля. Кажется, порой, что кроме Путина, мы все здесь в таком состоянии.