КРАСНОЗНАМЁННАЯ ДИВИЗИЯ ИМЕНИ МОЕЙ БАБУШКИ.
4 ПОЗИЦИИ БРУНО. "Откровенное ванное".
Оба коллектива — признанные фавориты "Афиши". Большой вопрос — получили бы музыканты нынешний уровень известности, если бы не активная культуртрегерская позиция популярного журнала. Группы схожи ещё тем, что её участники творят музыку и живут этим, это не производственный процесс шоу-бизнеса. В остальном, конечно, жизнерадостный инди-поп от московской "Дивизии" и сумрачный уральский дарк-эмбиент "Бруно" далеки друг от друга, как рептилии тропиков от белых медведей.
"Краснознамённая дивизия имени моей бабушки" — это такой надежды немаленький оркестрик под управлением любви. Напоминает одновременно студенческий капустник, бродячую труппу разнообразных музыкантов и собрание сказочников и балагуров.
В формации чёртова дюжина участников, играют относительно уверенно, музыкально — это тви-поп, фолк, летучий инди. Общее место — сравнение с канадцами Arcade Fire, чем-то "дивизия" напоминает белорусскую "Серебряную свадьбу". Вокалистов несколько, девичьи голоса вызывают аналогии с Агузаровой, "Колибри" или Pep-See, но не дотягивают.
Дебютный альбом "КДИМБ" сформировался на платформе нескольких ЕР, последним из которых был "Гобой", и носит одноимённое группе название. И, пожалуй, как альбом на длинной дистанции не работает. Набор из шести-семи песен-хитов (пусть и конвенциональных) — полнокровен. Здесь же шестнадцать номеров, несмотря на лёгкость материала и мелодичность звучания, с определённого момента внимание теряется. Совсем я не понял необходимости англоязычных номеров.
Мир "КДИМБ" — полусказочный, полусюрный, звенящий, шумный, добрый и радостный. Обращение к таким интонациям, наверное, самая сильная сторона группы, особенно на фоне успешно продаваемого шоу-бизнесом депрессняка. "Краснознамённая дивизия имени моей бабушки" верит в чудо, дарит героев, что идут дорогой из жёлтого кирпича, примеряют шляпу волшебника и знают, что камин может стать дверью. Пластинка — словно саундтрек к большому хорошему ностальгическому мультфильму. Проблема в том, что все эти действительно милые истории от "КДИМБ" довольно инфантильны и книжны. И при всей симпатии, интересно, сколько проживут в слушательском сознании те же "Астронавты", ставшие песней года, согласно премии "Степной волк".
Бесспорно, что поп-потенциал и открытость для широкой аудитории у "КДИМБ" заметно превосходит опусы екатеринбуржских экспериментаторов. Но лично мне последние куда интереснее. В культурном подполье хватает имён, которые при большем внимании со стороны центральных музыкальных СМИ могли бы составить весомую конкуренцию "Бруно", но специфические форматы функционирования нашей музыкальной сцены хорошо известны. К тому же, "4 позиции Бруно" — действительно более чем достойный проект в пространстве отечественной электроники. Такой музыки творится сегодня немало, но по-настоящему задеть могут только нетривиально мыслящие музыканты.
Если верить уральцам, "4 позиции Бруно" — название танца, придуманного неким румынским хореографом Бруно Радулеску в 30-х годах ХХ века. Танец символизировал нетерпимость к увяданию плоти. Можно сказать, что у группы инерции, что, как известно, "заведует послушными телами", нет и помине. Ещё "4 позиции Бруно" ассоциативно отсылают к знаменитому мыслителю-герметику и к "Спирали Бруно", омытой кровью защитников Белого Дома. Спираль не колет, а режет, и к такому внушительному эффекту в наиболее значительных своих композициях приходят музыканты проекта. Искусство должно беспокоить — фактически заявляют уральцы. В сайд-рэп-проекте "Птицу Емъ" музыканты "Бруно" дают голос униженным и оскорблённым, здесь истории, несмотря на отсутствие слов, идут куда дальше и глубже социального поля, они жёстче и метафизичнее. Не случайно, что среди близких современных авторов музыканты назвали Михаила Елизарова.
"Откровенное ванное" — возможно, пиковый альбом формации. Во всяком случае, сами музыканты по части разработки сюжета ставят пластинку выше, чем признанные прорывы — "Очень вкусный человек" и "Многоножки и сердцеедки". Начинается всё с номера "12.00. В жидкость с головой", а в финале возникают композиции "22.30. Полёт навигатора" и семнадцатиминутный "5.51. Страшный страшный страшный сон". Главное, что всё это нагромождение странных шорохов, завываний, вибраций интригует и завораживает. Забавно, но мобильные трели, открывающие и венчающие альбом, очень напоминают звуки с эпохальной пластинки "ДК" — "Непреступная забывчивость". "4 позиции Бруно" любят соотносить с Coil как признанными исследователями границ и возможностей звука. Есть соблазн ещё припомнить Nurse With Wound. К тому же, мистические интерпретации просятся в работу, но вспоминаю, как предводитель NWW Стивен Стэплтон в своём русском интервью отмёл подобный искус в отношении своих произведений. Вероятно, близкая позиция "Бруно", которые равнодушны к дешёвой квазимифологии, зато предельно внимательны к ужасам реального мира.