Авторский блог Андрей Смирнов 04:00 14 декабря 2011

МУЗОН

ДДТ. «Иначе/P.S.» («Navigator re-cords»), 2011.

ДДТ. «Иначе/P.S.» («Navigator re-cords»), 2011.

О «ДДТ» писать очень сложно. Сочинять не буду — переслушивать старые альбомы группы мне в голову не придёт, а когда наталкиваюсь по радио — большого восторга не испытываю. Но отрицать популярность, неравнодушие, живость Юрия Шевчука было бы глупо. И вызывает он настолько противоположные эмоции, что становится интересно. В ряде близких мне сред употребить имя Шевчука сродни тому, чтобы публично громко высморкаться. «Семитская внешность, глупый пафос, беспонтовая музыка». Однако для некоторых моих друзей Юрий Юлианович — чуть ли не главная фигура не только «русского рока», но и рок-музыки в целом. Как бы ни были удивлены «боги» рок-н-ролла. Всё-таки излюбленные шевчуковские гармонии куда ближе к шансону и даже поп-музыке, нежели к рок-саунду.

Даже идейно паства Шевчука, казалось бы, прослеживается чётко — «яблочно»-либеральная. Вот, на новом диске, лейбл «Новой газеты». Но и среди право-левых людей нет единства. Так, «красный адвокат» Дмитрий Аграновский при слове «ДДТ» переходит на лексику, невозможную в юридическом процессе; однако Шевчука очень ценит Борис Куприянов, директор левоориентированного проекта «Фаланстер»; для националистов Шевчук тоже не самая привлекательная фигура, но «ДДТ» много лет уважает глава монархического движения «За Веру и Отечество» Константин Касимовский. Когда в 2003 году культурный отдел «Завтра» отправлялся в Питер, то разжился контактом Шевчука ни у кого-нибудь, а у легендарного спецназовца Гюрзы, благо, он с Шевчуком в друзьях. И такой аудитории, вдохновлённой гражданской позицией, поездками Шевчука по «горячим точкам», воспеванием людей долга, у «ДДТ» тоже предостаточно.

Всё это неумеренное вступление для того, чтобы признать: почти любая запись «ДДТ» будет восприниматься в свете личности её главного создателя. Тем более, за последний год Шевчук дал множество поводов для разговоров, начиная с диалога «Путин-Юра-музыкант» и заканчивая попаданием в список миллионеров «50 главных российских знаменитостей» журнала Forbes. Последнее особо возмутило музыканта, шла речь о суде, на данный момент история, кажется, затихла. Насколько понимаю, журнал подсчитал примерный концертный доход «ДДТ» и её лидера в течение года, а Шевчука раздразнило попадание в один ряд с «разносчиками псевдокультуры». Уверен, что Шевчук не бедствует, но явно не деньги — источник его мотиваций.
Шевчук — это такой Солженицын от «русского рока». Неслучайно оба в своё время получали от экзальтированных поклонников определение «совести». Мировоззренчески и стилистически — почти почвенники, народники. Но политическая линия совпадает с либеральным вектором. В одном и том же интервью Шевчук умудряется задеть гримасы российского капитализма и похвалить... Кудрина и Набиуллину.

«Иначе» — это грандиозная конструкция, способная похоронить под собой слушателя. Двойник, 28 композиций, примерно на два часа. Собственно, «Иначе» — это концептуальный альбом о том, что «надо попробовать жить иначе, не довольствуясь шаблонами и штампами. Не стать болтом общества потребления...». «Иначе» в каком-то смысле продолжает последний, собственно, «ДДТ»-шный альбом «Пропавший без вести». Там была история потерявшегося в мире человека, здесь новый уровень — неизбежность и необходимость самоопределения. «Иначе» Шевчука — это почти гамлетовское «быть или не быть».

«Золотой» питерский состав «ДДТ» с уходом барабанщика Игоря Доценко и саксофониста Михаила Чернова окончательно прекратил своё существование, Шевчук окружён теперь людьми, многим из которых он годится в отцы. «Иначе» — это очередная попытка поиграть в иную музыку, новый звук — на ум приходит и «Пропавший без вести», и рубежный «Мир номер Ноль». Но все эти мощные бласт-биты, вкусные индустриальные камлания, попытки читать рэп не дотягивают до такого настоящего технологического «шаманизма». В композиции вторгается бардовская песня — тоска, любовь, надежда и свобода, самокопание и, простите, самолюбование. Шевчука здесь очень-очень много. И приветы Тренту Резнору растворяются в социальноозабоченном «русском роке». Что, безусловно, для большей части аудитории куда привычнее и приятнее.

«P.S.» — собрание песен, доселе не востребованных на альбомах. Понять, почему «P.S.» выпущён под одной обложкой именно с «Иначе», сложно. Здесь хватает масок, сатиры, колкостей и резкостей, но и лирический план заметно присутствует. Удача альбома — привлечение фолк-вокалистки Алёны Романовой из группы Zventa Sventana. А венчает всё симпатичный ностальгический «Хич».

При всей привычной хромоте рифм, ярких строчек хватает:

«Капитализм человека делает вещью, а на каждую вещь есть вор».
«Мы искали свободу, нашли её в сексе, да и это всё сожрал СПИД»
«Благодарный слуга долетел до высокой награды / Был простой педераст, оказался большой патриот».

Болезни, которые подмечает Шевчук, — факт, но не каждый о них посмеет так веско высказаться. Он чувствует, что происходит нечто боль- шее, чем неувязки политической системы, кризисы власти — современная цивилизация в тупике. Впрочем позиция Шевчука — это всегда осмысленная, честная, наивная, глупая, умная, но реакция. Это простая идеология — за всё хорошее против всего плохого. А в жизни всё сложнее, всё иначе.

1.0x