Сообщество «Салон» 00:00 31 марта 2016

Музон

С протестной музыкой в России дело обстоит не очень хорошо. Если НБП была способна создавать вокруг себя некую (контр)культурную среду, то другие оппозиционные движения оказались не очень способны к внятной эстетической репрезентации. В то же время, вторая пластинка "Аркадия Коца", вышедшая при поддержке Московской конфедерации труда и посвященная "рабочим и профсоюзным активистам в России и по всему миру", демонстрирует нам обратное.

АРКАДИЙ КОЦ. "Музыка для рабочего класса".

"Коцы выступают под лозунгом "Здесь танцуют", прекрасно помня, когда, где и по какому поводу он был придуман и написан", — говорится в одной из рецензий на этот альбом. "Отныне здесь танцуют" было написано на табличке, установленной на месте снесенной Бастилии.

С протестной музыкой в России дело обстоит не очень хорошо. Если НБП была способна создавать вокруг себя некую (контр)культурную среду, то другие оппозиционные движения оказались не очень способны к внятной эстетической репрезентации. В то же время, вторая пластинка "Аркадия Коца", вышедшая при поддержке Конфедерации труда России и посвященная "рабочим и профсоюзным активистам в России и по всему миру", демонстрирует нам обратное.

Своё название группа обрела в честь Аркадия Яковлевича Коца, шахтёра, поэта, автора русской версии "Интернационала".

"Мы считаем, что социальный активизм, как и творчество в том или ином виде, должен быть органичной частью жизни человека. Точно так же и политическая, социальная тема в искусстве не должна вытеснять все остальные, не менее важные, вечные темы: любви, смерти, гармонии, разрушительных страстей, одиночества, хаоса, несовершенства, — она должна составлять с ними сложное, конфликтное, мучительное, но единое целое. Жизнь человека, как и искусство, шире и глубже политики, однако не осмысляя свою общественную, политическую роль, любой человек, в том числе, художник, становится неполноценным существом, идиотом (вспомним, что этим словом в Древней Греции обозначались люди, не участвовавшие в общественной жизни). Нас не привлекает роль профессиональных художников, вроде бы аполитичных, якобы занимающихся “чистым искусством”, а на самом деле полностью — материально и идеологически — зависимых от сильных мира сего, от их прямых или косвенных запросов и предпочтений", — заявляют музыканты.

Жанр альбома — "лихой лирический фолк-панк". Панк в силу понятных причин совершенно органичен для левого протеста. "Коцы" используют на альбоме банджо, баян, саксофон, тубу, два тромбона (!), клавишные, виолончель и электровиолончель, не считая привычных гитары, баса и ударных. Кроме того, в группе царит настоящий плюрализм в плане вокала — поют пять(!) человек, что на нашей сцене большая редкость. "В музыкальной палитре группы есть место не только для адаптированных баллад Вуди Гатри, отсылающих к традициям кантри-энд-вестерн, хиллбилл и блюграсс, но и для украинских и русских народных мотивов", — замечает другой рецензент. Действительно, в плане музыки здесь полный интернационал: от блюзовых мотивов до клезмера; "Коцы" вызывают ассоциации с Gogol Bordello, Distemper и многими другими коллективами. На русскую почву всё это пересажено Кириллом Медведевым, главой "Свободного марксистского издательства", талантливым поэтом и переводчиком, сыном элитарного советского журналиста Феликса Медведева. "Не зовите меня, ангелы, я не приду — я душу заложил в лавке за еду", — это "16 тонн", классическая песня американского кантри-исполнителем Мерла Тревиса о жизни шахтёров. Три песни сделаны на стихи французского гражданского поэта ХIХ века Жюля Жуи в переводе Александра Гатова 1931 года. Вот, например, "Депутаты":

Посмотришь — с виду радикал,

Притом — социалист,

А на проверку — и приврал,

И на руку не чист.

А ну-ка, гони! Депутатов гони!

Депутатов гони! Довольно возни!

Под лихой аккордеон и бодрые ска-мотивы это слушается легко и хорошо. Оригинальные номера группы на стихи Медведева тоже обладают большим хитовым потенциалом (тем более, что на момент выхода этого текста уже будет презентован клип на песню "Кто стреляет в рабочих"). Немного неожиданно включение в альбом песни "Швея" на стихи Фёдора Сологуба ("Праздник"), но коллектив сменил интонацию на лирическую. История швеи, вышивающей на досуге революционное знамя, стала настоящим "слиянием личного с общественным", как написали бы в советских учебниках по литературоведению. Короче, по мере обострения классовых противоречий… прошу прощения, в эпоху неоконсервативного ренессанса, — социальная база подобного искусства будет, видимо, только расти. Я не придерживаюсь левацких убеждений, но такой голос рабочего в музыке мне гораздо милее голоса зажравшегося рантье или изнеженного креакла.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x