Сообщество «Салон» 00:00 10 марта 2016

Музон

Постоянство, верность избранному стилю, уже ставшему "фирменным", — ещё одна черта Majdanek Waltz. Кругом "гремят витии, кипит словесная (к сожалению, не только словесная) война", а меланхоличная декламация Павла Блюмкина всё так же вышивает на музыкальном полотне узоры стихов Георга Тракля — нервного австрийского алкоголика, фармацевта в военном госпитале, поставившего в своей жизни кокаиновую точку в 27 лет. И никакой вам пестроты, никакого заигрывания с современностью, никаких реверансов в сторону "царства количества" — только отстранённость, только хардкор. Некий элемент лиричности вносит мелодекламация Ларисы Архипецкой, участвовавшей и в предыдущем альбоме коллектива.

MAJDANEK WALTZ "Die Blinden Schützen" (Sulphur Flowers)

Die Blinden Schützen ("Слепые защитники") — ещё один полноформатный альбом ведущего отечественного дарк-фолк-проекта Majdanek Waltz. Творческая стратегия Majdanek Waltz почти уникальна для наших широт. Отечественные музыканты нечасто берут, а ещё реже последовательно выдерживают курс на собственное искусство как на ars regia, "королевское искусство" (другое название алхимии). Может показаться, что Majdanek Waltz следует заветам Леконта де Лиля (французского поэта Парнасской школы; трек на его стихи был в предыдущем альбоме коллектива). Впрочем, в России тоже есть традиция "чистого искусства". Теперешний Majdanek Waltz использует для своих треков только качественную переводную поэзию (Готфрид Бенн, Георг Тракль, Пауль Целан, Георг Гейм и другие; исключение составляет талантливый эмигрант Борис Поплавский). Также коллектив успешно сотрудничает с другими музыкантами отечественной независимой сцены. Альбом 2011 года "Tenebrae" появился на свет в сотрудничестве с ростовско-московским проектом Sal Solaris, а "Die Blinden Schützen" — с реутовской постиндустриальной формацией Reutoff.

Постоянство, верность избранному стилю, уже ставшему "фирменным", — ещё одна черта Majdanek Waltz. Кругом "гремят витии, кипит словесная (к сожалению, не только словесная) война", а меланхоличная декламация Павла Блюмкина всё так же вышивает на музыкальном полотне узоры стихов Георга Тракля — нервного австрийского алкоголика, фармацевта в военном госпитале, поставившего в своей жизни кокаиновую точку в 27 лет.

Лучистый, тянет руки к своей звезде

белый пришелец;

молча покойник покидает пустынный дом.

О, истлевший человек; остов

из холодных металлов,

ночь и ужас подводных лесов,

испепелённая ярость зверя;

безветрие души — тень.

("Семигласие смерти")

И никакой вам пестроты, никакого заигрывания с современностью, никаких реверансов в сторону "царства количества" — только отстранённость, только хардкор. Некий элемент лиричности вносит мелодекламация Ларисы Архипецкой, участвовавшей и в предыдущем альбоме коллектива.

Сорокаминутная пластинка состоит всего из двух треков. Павел выбрал достаточно интересную композицию — в каждом треке звучит несколько стихотворениий Тракля, оформленных разным мелодическим рядом. По сравнению с предыдущими работами звучание стало даже более тревожным, немного более воздушным и, в лучшем смысле слова, "бесчеловечным", точнее — "агуманным". Рельеф музыкального ландшафта меняется от постиндустриальных мотивов до классического дарк-фолка, который у других бы смотрелся скучновато. Правда, в начале второго, одноимённого с альбомом, трека вдруг возникает довольно удалой мотив, отсылающий нас не то к Death in June, не то к Сергею Чигракову… Но мираж быстро рассеивается, сменяясь не менее отстранённым, чем у Павла, голосом Ларисы.

Каждый день встаёт жёлтое солнце над всхолмьем.

Прекрасен лес и тёмный зверь,

человек; охотник или пастух.

Красновато всплывает рыба в зелёном пруду.

Под круглым небом

тихо плывёт рыбак в синем челне.

Медленно зреют хлеба, виноград.

Когда склоняется день,

добро и зло наготове.

Когда ночь изойдёт,

странник тихо поднимет тяжёлые веки;

солнце из мрачной бездны вспорхнёт.

("Солнце")

"Поэт прикасается к высшим категориям бытия, которые почти всегда безнадежны". Эти слова Давида Самойлова можно отнести и к поэзии Тракля, и к творчеству Majdanek Waltz. В конце концов, Павел, подписанный на паблик "Рязань безысходная", точно знает толк в этой самой безысходности. А если серьёзно, то тема смерти как молчаливого, неотъемлемого присутствия Вечного в нашей жизни проходит красной нитью через всё творчество коллектива. И сделано это грамотно, камерно, тонко и интеллигентно: скрипка, альт, гитары, виолончель, флейта, кларнет, труба, фортепиано… "Майданекам" свойственно и тонкое эстетическое чувство, и чувство меры — достаточно редкие качества для отечественных музыкантов. Потому это музыка явно не для концертного исполнения и не для торопливого фастфудного поглощения между домом и метро или между офисом и баром. "Слепые защитники", как и положено настоящим "вежливым людям", нежно, но твёрдо возьмут вас под свой аудиоконвой и не выпустят в течение сорока минут. Такая музыка, видимо, звучит на радио иных измерений, многолетним и бессменным диктором которого является Павел. Правда, говорят, что жанра death folk не существует. "Если его нет, его следовало бы выдумать", — отвечает Majdanek Waltz.

Cообщество
«Салон»
9 июня 2024
Cообщество
«Салон»
Сегодня 00:11
Cообщество
«Салон»
1.0x