Сообщество «Салон» 00:00 3 декабря 2015

Музон

"Дочь Монро и Кеннеди" превосходно умеет через минимум выразительных средств достичь если не максимальных, то ощутимых результатов. "Монро" — это всегда личная история — я-ты-он-она. На большие обобщения здесь нет претензий. Но парадоксальным образом "Дочь Монро и Кеннеди" отражает эпоху через еле заметные намёки, интонации, вздохи. Нельзя сказать, что у "Монро" какой-то особый горизонт впечатлений и представлений. Ее сила — несовременная для нынешней сцены искренность, подлинность, хотя бескомпромиссность мечтателя и страдальца вполне сочетается с мудростью наблюдателя, а иногда и с каплей иронии-самоиронии. И, пожалуй, сложно всё это разделить.

ДОЧЬ МОНРО и КЕННЕДИ. "Вне игры" (Отделение "Выход")

Прикинул временной интервал и удивился: последний раз писал про "Монро" пять лет назад, а пластинку рецензировал аж в 2008 году, когда и вышла "Левая мечта". При этом ощущения какого-то серьёзного прошлого нет, словно "Дочь Монро и Кеннади" живёт в каком-то своём измерении, изредка пересекаясь с нашей реальностью. Ведь и до "Левой мечты" была многолетняя пауза, когда Светлана Чапурина практически не брала в руки свою уникальную электрическую домру. "Вне Игры" — всего пятый номерной альбом группы, впрочем, недежурное место в дискографии занимают и концертные записи. Запись материала случилась в июле прошлого года, а сведением занимался бывший предводитель "Ноля" Фёдор Чистяков.

Как водится, новая, как минимум четвёртая известная мне ритм-секция "Монро" — басист Сергей Сарычев (полный тезка лидера группы "Альфа") и ударник Станислав Корнеев — определил бы её как активную и "взрослую". Ритм-секция обитает в Москве, Чапурина в Питере — и это, конечно, не самое лучшее состояние для жизни группы.

Вновь дюжина композиций на классические 45 минут. И очередные мастерские кавер-версии. "Монро" исполняет чужие песни не то чтобы редко, но точно метко. Сохраняя и ментальный контакт с оригиналом, и своё прочтение. "Нежность" стала визитной карточкой группы. Потом был "Прекрасный дилетант" для трибьюта БГ, не хуже оригинала. Есть ещё менее известная "Прощание" ("Иди, любимый мой, родной") Тихона Хренникова, кажется она фигурировала на сборнике военных песен. "Вне игры" содержит хорошо известный "Сон наоборот", это летовское "Наваждение", и "Эхо" — знаменитая песня из фильма "Судьба" в исполнении Анны Герман.

Наконец, это первый альбом, не имеющий структурных перекличек с предыдущими. Здесь нет одной из главных песен группы "Всё как всегда". То ли многое изменилось у самой Светланы Чапуриной, то ли внутри "Монро", а может, просто время ушло.

"Блюз", "Романс", плясовая, лаунж-панк, эстрада, поп-рок — Чапурина по-прежнему открыта жанрам и стилям, но использует их по своим интересам и представлениям. И всегда с очень русской нотой, что может показаться удивительным для группы с таким "заокеанским" названием.

По звучанию "Вне игры" — некоторая попытка усидеть на двух стульях: и оправданное обращение к своему же прошлому, и продолжение "Левой мечты" как движения к мейнстримному звуку. Эта двойственность преследует весь альбом и до конца не решается. Мне ближе первый вектор, зато иные номера, например, из середины пластинки, вполне могли бы пополнить гипотетический эфир музыкальных радиостанций, если бы там интересовались музыкой, а не продажей рекламного времени.

"Дочь Монро и Кеннеди" превосходно умеет через минимум выразительных средств достичь если не максимальных, то ощутимых результатов. "Монро" — это всегда личная история — я-ты-он. На большие обобщения здесь нет претензий. Но парадоксальным образом "Дочь Монро и Кеннеди" отражает эпоху через еле заметные намёки, интонации, вздохи. Нельзя сказать, что у "Монро" какой-то особый горизонт впечатлений и представлений. Ее сила — несовременная для нынешней сцены искренность, подлинность, хотя бескомпромиссность мечтателя и страдальца вполне сочетается с мудростью наблюдателя, а иногда и с каплей иронии-самоиронии. И, пожалуй, сложно всё это разделить.

Название пластинки, видимо, навеяно чапуринским увлечением футболом. Помню, как один концерт в 2010 году совпал с матчем "Спартак" — "Зенит", и Светлана во время концерта интересовалась ходом игры и заметно расстроилась, узнав, что питерцы проиграли, хотя это поражение явно не могло остановить марш "Зенита" к золотым медалям. Но игровая тема — одна из главных у "Монро", и решается, конечно, по-разному. Есть и нечто неотделимое от культурного и человеческого опыта, но предельно важен выпад против вселенского лицедейства, нежелание жить по правилам "весь мир театр" и "что наша жизнь — игра". Вне игры — как единственно возможная этическая позиция. Кстати, в шахматах, что изображены на обложке альбома, играют и пешки с ферзями, и те, кто двигают фигуры. И сбросить фигуры с доски могут именно игроки.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x