ФРОНТ РАДИКАЛЬНОГО ИСКУССТВА& SHIVA’s DISCO. "Неведомый лес".
Это третий полноформатный альбом московского поэтическо-музыкального содружества "Фронт Радикального Искусства". "Завтра" уже писала об их предыдущих работах (№48 от 1 декабря 2010 и №7 от 15 февраля 2012).
"Альбом прежде всего о поэзии, — пишет в аннотации лидер проекта Михаил Красавин. — "Неведомый лес" — это своего рода универсальная языковая ситуация, формирующая пространство поэтического. Эрнст Юнгер в своем эссе Der Waldgang пишет: "Лес везде"… То есть "лес" — не территориален, у него нет ни границ, ни координат… Лес одновременно открыт как повествование и незрим как бесчисленность его возможных интерпретаций…". Три естественных составляющих саунд-поэзии здесь соответствуют трем модусам высказывания: мелодекламация — повествованию, текст — коду и дешифровке, музыка — суггестии. Впрочем, подчас они меняются ролями, ведь лес — это место, где ничто не пребывает в завершенной неподвижности".
При прослушивании альбома сразу же становится ясно, что он хорош не только концептуальной составляющей. Новый саунд, который начался с композиции "Память", вошедшей в трибьют Эдуарда Лимонова, стал более интересным и объемным. Несомненное приобретение "мужского монастыря" ФРИ — талантливая клавишница и композитор Олеся Мартыновская. Психоделичность проекта, проявившаяся уже на втором альбоме, в "Неведомом лесе" значительно развилась и углубилась. Достаточно послушать "Песню любви", где так и слышится стоящий на одной ноге Ян Андерсон из Jethro Tull, "Зимнюю" или своеобразно пересекающуюся с какими-то глубинными движениями славянской души "Згу". Последняя композиция погружает нас в "нутряную психоделику" благодаря таланту самобытного поэта Никиты Подвального. "Холодной электроники" стало действительно меньше, мягкая лиричность живых синтезаторов — заслуга Олеси Мартыновской. Больше ощущается и влияние гитариста и саунд-продюсера проекта Алексея Кольчугина, более известного как вокалиста московского рок-коллектива "Разнузданные волей". Он раскрасил звучание прог-роковыми и местами даже арт-роковыми красками, не дающими материалу уйти в "чистый" и потому уже немного приевшийся и скучноватый дарк-фолк. Мелодекламация традиционно варьируется от искренних, почти детских ноток Никиты Подвального до тяжеловесного звучания Владимира Никритина (произносящего слова, словно древний лесной зверь Пэх из творчества Стругацких) и отрешенного, бесстрастного Михаила Красавина. Впрочем, в одной "роковой" композиции — Analogue — бесстрастность пропадает, на первый план выходят напряжение, эмоция… Но композиция внезапно обрывается, растворяясь "в самом сердце леса". "Совершая путешествие в речь, открываясь "рассказу", поэт/язык (Tannhauser) неизбежно возвращается в свое первородное состояние (лесную песнь), как в спасительную область умолчания".
Но возможно ли молчание в лесу, где все время что-то звучит? Где живая ткань природного звука есть постоянное доречевое высказывание? ФРИ выбрал для "Неведомого леса" на редкость удачные стихотворения, сочетающие в себе и смысловую нагрузку, и органичность звуковому полотну. Стоит отметить "Серую птицу" авторства талантливого пензенского поэта Владимира Навроцкого, мастерски прочитанную Дмитрием Свистуновым. Лирический герой — внук сибирского шамана, умершего "в теплой районной больнице":
Забираешь деда из белой больницы,
вместе с братом троюродным в сердце леса,
как положено, сделали и простились.
На столбах в колоде что деду снится?
Образ шамана, серой птицей сидящей на крыле самолета, на котором летит домой его внук, становится символом — нет, не Традиции, но памяти о ней. Рыцари искусства, относящиеся к поэзии как к алхимическому деланию, участники ФРИ настаивают на том, что арт-акт — это не более чем "парадоксальная память о священном". "Десакрализованная реальность представляет собой "выжженную территорию смыслов", землю без посева и жатвы… "Внук шамана" — звучит бестолково, но гордо". Но в то же время:
В самом сердце леса,
В заповедной чаще
Чередой обличий открылся мне Христос...
Это начало переводческого кавера на композицию Дэвида Тибета In The Heart of The Wood And What I Found There, сделанного Михаилом Боде. Все-таки лес — это пространство порождающее, и там возможно все. А где-то "в самом сердце леса" скрыт "голубой цветок" Новалиса — сущность поэзии. Об этом — последняя композиция альбома "Зга", которая заканчивается словами "где твой сокрыт цветок". "Голубой цветок" можно узреть лишь внутренним, нерациональным зрением поэта, сознательно порывающего с пестрым современным "миром количества". Удалось ли это авторам альбома? Странный и ненужный вопрос. Но пластинка вышла на редкость законченной, лаконичной и, в то же время, содержательной.
P.S. 29 ноября в московском клубе "Точка сборки" состоится презентация альбома. м. Китай-город, Старосадский переулок, д. 5/8, стр. 6, тел. +7-926-267-76-14