BRUTTO. "Родны край" ("Союз")
TRUBETSKOY. "Magister Bibendi"
Нынешнее состояние проектов, возникших на обломках ликвидированного в прошлом году "Ляписа Трубецкого", можно классифицировать как закономерный итог разделения некогда живого существа. Осенью обе группы представили свои альбомы, каждый по дюжине композиций. "Трубецкой" собирался повеселить, но вышло не очень, зато серьёзный, как листовка, "Родны край", кроме грустного смеха, почти ничего не вызывает.
Словно и не было первого альбома "Брутто": Михалку быстро надоели опусы про гири и захотелось высказаться в формате "агит-попа". "Трубецкой" же стартовал как наследник "Ляписа", но был вынужден прекратить петь старые песни — Михалок сначала дал отмашку на их исполнение, а потом внезапно своё же решение отменил. "Трубецкой" за год с небольшим выдал с десяток номеров, среди которых выделяется прощание с историей "Ляписа" — "Завершается игра", и вышел на новый альбом, претендующий на стилистическую цельность, посему здесь вообще нет сингловых композиций. "Magister bibendi" на латыни — нечто вроде хозяина попойки — получается заявка на музыкальное сопровождение пира во время чумы. Heavy dance music — так определил пластинку вокалист Павел Булатников. Некоторая преемственность от "Ляписа" разных периодов проскальзывает, в целом минчане утяжелились — альтернативный рок, рэп-кор, иногда хард-н-хэви, панк — но в очень "форматном" ключе. Обаяние вокала проходит совсем изредка. Текстовиков аж пять или шесть. Например, был привлечён Иван Трофимов, некогда создавший нетленки для "Запрещённых барабанщиков". Но даже его умно-провокационные строки , пожалуй, "забетонированы". Стоит сравнить версии "Не пустят в рай" от "Трубецкого" и от новочеркасского "Полония-210". И подача не убеждает. Беззаботность, энергетика, новое вино в меха — по большей части остались в теории. И с финальным кавером на "Стаканы" БГ не дотянули. То есть понятно, что начали с пирушки пирушкой и завершать, но лучше бы вспомнили источник гребенщиковского вдохновения — оригинальную ирландскую "Some say the devil is dead" с её антианглийским пафосом. Ещё политизированные уши реагируют на фразу: «Погоня не стоит того, чтоб бежать», но не будем углубляться. Наверное, символики тут нет. В общем, «Трубецкой» состоялся, но пока не особо интересно. Хотя поклонников на такую музыку найдётся предостаточно.
Второй альбом Brutto — неизбежный левацкий панк-рок и поп-панк. "Дальше корчить из себя Агнию Барто и писать нарочито примитивные тексты я не буду. Я вернусь к той поэзии, которая мне близка", — грозно заявил Михалок. Получили кричащие тексты, полные выпадов, угроз и привычных культурных аллюзий — "Реввоенсовет", "Приказ Эрнесто", "Будзь смелым". Снова есть "Воины света" и "Священный огонь", невнятные и размазанные, и один кавер — "Moscow Calling" — понятно, вариация знаменитого хита The Clash "London Calling". У англичан было тревожно-апокалиптические настроение, впрочем, несмотря на мрачность той песни, она была хорошо усвоена "супермаркетом" — её можно услышать и в рекламе автомобилей, и в комедийном сериале "Друзья", и на открытии Лондонской Олимпиады — с другой стороны, она являет собой некую визитную карточку современной Британии. А вот какую-то перспективную судьбу для песни Михалка предсказать невозможно. Кстати, ещё во времена Майдана меня удивляло массовое паломничество украинцев в российский сегмент соцсетей с обличениями, благодарностями, истериками– в зависимости от позиции блогера. Казалось бы, для кого делается «революция достоинства»? Brutto этой модели следует вовсю: с одной стороны, настроние «оставьте нас в покое, клятые москали», с другой – и «Москва вызывает», и «бейте куранты кровавый набат».
"Родны край" — коллизия, в которой всё те же "воины света" яростно противостоят "чёрной сотне", "диким собакам" и "системным п…м". Самое печальное, что всё очень предсказуемо. И при всём активизме (кажется, так может именоваться подобный подход на новоязе леваков) — взгляд Михалка неглубокий и реактивный. Он почти не выстраивает свою реальность, но с безопасного расстояния грозит явлениям, которые безапеляционно определяет как враждебные.
Звучит "Брутто" — то пружинисто и агрессивно, то квёло, несмотря на "тяжесть". Если посмотреть на ютубе недавний концерт аж на ВВС, то возникает ощущение, что "Брутто" — это скачущий бойз-бенд, не умеющий петь и играть и вылезающий исключительно за счёт лозунгов. Побитые молью тезисы "парижского мая"-1968 — в мире, где давно произошло очень много невозможного даже для фантазёров шестидесятых. Апология добровольческих батальонов, которые, мол, "за родину", но нет ответа, почему же все эти герои АТО у себя на родине — исключительно в масках…
Сквозь угрюмый набор чудом пробивается интонация, в которой есть жажда иного мира, мечта о городе мастеров, певцов, поэтов. Пусть тот же "Просперо" исполнен слишком слащаво, а клип — "Человек" больше, чем песня. Многое пришло из детства — и "бронзовая птица", и космос, и Просперо, и даже атланты и кариатиды, наверняка из книги (или телесериала начала 80-х). Но, выстраивая идентичность по майданному образцу, своё детство Михалок, видимо, должен уже ненавидеть. Слишком много за последнее время было сделано заявлений, которые и по содержанию, и по лексике невозможно соотнести с установками справедливости и народничества. И непонятно, как из этой истеричной злобы можно добраться до звёзд и Солнцеграда.