САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО. "Здесь и всегда"
Альбом появился на свет несколько месяцев назад, но близится декабрь, время спорного развлечения под названием "итоги года": можно побиться об заклад, что в некоторых чартах "Самое большое простое число" будет непременно. Так, прошлогодняя пластинка "Я думаю, для этого не придумали слово" получила премию "Степной волк" в номинации "Альбом года", более того, группа входила в лауреатские списки GQ и "Сноба". Проект из Санкт-Петербурга весьма ценит аудитория, которую принято причислять к "креативному классу". Музыка слоя, зависшего между убеждением "пора валить" и пониманием, что только здесь и есть почва, на которой можно расти. Но стоит признать, что талантов у музыкантов "СБПЧ", несомненно, больше, нежели у близких деятелей политического толка.
"Самое большое простое число" появилось в 2007 году как некое ответвление влиятельного электронного дуэта "Ёлочные игрушки". С Александром Зайцевым и Ильей Барамией под одними знамёнами объединился журналист, автор текстов и фронтмен Кирилл Иванов.
Нынче группа представляет из себя квартет: потеряв пару лет назад Зайцева, обрела двух новых участников, правда, кажется, в статусе наёмных рабочих при отцах-основателях.
"Здесь и всегда" — шестой номерной альбом в дискографии "СБПЧ", если учитывать знаменитую "дичь" образца 2008 года — "СБПЧ-оркестр", собравший для записи шайку в полтора десятка музыкантов и персонажей.
В целом "Самое большое простое число" — это альтернатива с "Пикника Афиши", которая порой заезжает и в пространства фестиваля "Нашествия". Пусть от поклонников и адептов, среди которых хватает культуртрегеров звучит нечто вроде "лидеры русской новой музыки". Лично мне сложно рзделить подобную экзальтацию.
Кстати, в отношении "креативных" рок-фаворитов зачастую можно только пожать плечами — если исключить возраст, слегка иную лексику, большая часть проектов не особо интереснее динозавров от русского рока. Да и играют те поувереннее. В этом плане электронные жанры или хип-хоп, как ни странно, всё ещё воспринимаются как новые территории.
Общее место, что "СБПЧ" постоянно меняется, следовательно, и "Здесь и всегда" — очередная мутация. Но этот альбом скорее наследует предыдущий, некоторые номера пластинки - просто продолжения старых затей. Это нормально, иное дело, что хипстерской аудитории важно новое, пусть даже эфемерное, условное или замаскированное "хорошо забытое старое".
"Здесь и всегда" — десять композиций, неожиданно страстное, яркое начало — "Три миллиарда ватт", "Вечный взрыв", дальнейшее блуждание в закоулках сознания и более-менее увлекательное возвращение к финалу. С одной стороны, IDM, но более спокойный, медитативный, намеренно "косолапый". С другой, всё тот же абстрактный хип-хоп с размышлениями о мире и своём месте в нём. И масса противоречий, которые парадоксальным образом являют некоторое свидетельство живого творчества. Абсурдистские речитативы и обращение к простым чувствам — вера, надежда, любовь; сумрачное питерское настроение и африканская полиритмия; инфантилизм и попытка взрослого взгляда; высокомерие современного человека и огромная разбегающаяся вселенная; запоминающиеся строчки и общая невнятица модной поэзии; ассоциации с монстрами мирового инди вроде Coil, Aphex Twin, и развороты к отечественной сцене — от Василия Шумова до почти усовского похода "за чудесами". И вполне адекватное желание быть самим собой, которому, пожалуй, очень не достаёт опыта девяностых. Как мне кажется, многие представления и выводы звучали бы совсем по-другому.