Сообщество «Салон» 00:00 27 августа 2015

Музон

Концепция альбома, на первый взгляд, парадоксальна. С одной стороны, это атмосфера первых лет советской власти с ее грандиозным утопическим замахом (то, что прекрасно выразил Блок: «Революция была юной, огнеглазой любовницей, и все мы были увлечены ею»). С другой стороны, это огнедыщанее инферно Мордора — страны тьмы и зла в толкиеновском «Властелине колец». На обложке собор Василия Блаженного соседствует с оком Саурона, что уже настраивает слушателя на определенный лад. «Ангмарские тезисы» — это «Апрельские тезисы» Ленина в темном Ангмарском королевстве

45-я БАЗА. «Ангмарские тезисы»

Это третий полноформатный альбом московско-серпуховского электронного проекта «45-я база». «Завтра» уже писала об их предыдущем альбоме «Настежь». На этот раз кудесники Дмитрий Фламин и Юрий Малиновский представили нам не менее интересное, чем «Настежь», концептуальное творение, доступное к свободному прослушиванию на торрентах и в соцсетях.

Что могут сотворить (или натворить) вместе молодые талантливые ребята, один из которых — марксист-сталинист, а другой — евразиец-имперец? Концепция альбома, на первый взгляд, парадоксальна. С одной стороны, это атмосфера первых лет советской власти с ее грандиозным утопическим замахом (то, что прекрасно выразил Блок: «Революция была юной, огнеглазой любовницей, и все мы были увлечены ею»). С другой стороны, это огнедыщащее инферно Мордора — страны тьмы и зла в толкиеновском «Властелине колец». На обложке собор Василия Блаженного соседствует с оком Саурона, что уже настраивает слушателя на определенный лад. «Ангмарские тезисы» — это «Апрельские тезисы» Ленина в темном Ангмарском королевстве:

И союз наш пролетарский

орков, троллей и людей

верен тезисам ангмарским

Сауроновых идей!..

Мы построим новым пламенем

Средиземский СССР!

В треке «Мордор» к традиционному для группы EBM (electronic body music) и индастриэлу добавляются элементы black metal в стиле английского коллектива Cradle of Filth, что делает звучание не то чтобы адовым, но бесовским точно. А дальше «империя наносит ответный удар» треком «Ц.А.Р.Ь.» (это русскоязычный кавер на K.I.N.G. — песню группы Satyricon, норвежских патриархов жанра black metal):

В острие скоростей

стерты времени нити.

Сквозь миры громыханьем страстей —

грядущий рокот воителя!

Нагнетание мрака продолжается в треке «Тень Дол-Гулдура», опять повествующего о темных силах мира Толкиена:

С Клятвою крепче стального булата,

С Верою жарче дракона крылатого —

Смрад и брожение темной эпохи…

В небе ночном крики да всполохи!

Тень Дол-Гулдура, тень Дол-Гулдура

Черную рать собирает из сумрака!..

Почему я уделяю так много внимания текстам альбома? Потому что вокалист Дмитрий Фламин — яркий, оригинальный и самобытный поэт, чьи стихи вызывают в памяти как творчество пролетарских поэтов первых советских лет, так и искания Божидара, Николая Асеева, Василия Каменского, прораставшие на родной языковой почве. Стихи Дмитрия Фламина можно смело вставлять в любую антологию «серебряного века», и никто, кроме совсем уж дотошных литературоведов, не догадается о подмене. Это несомненная фишка группы, выгодно выделяющая ее среди сотен безликих электронных проектов. В совокупности с завораживающе-змеиным вокалом автора они звучат как настоящий красный заговор на победу великого дела «средиземского СССР» (в особенности в песне «Время, назад!». А левая и правая мечта о дерзающем, творящем, изменяющем реальность и побеждающем сверхчеловеке неожиданно сливается в одно в «трансгуманистическом» треке «Человек 2.0»:

В жаркой похоти томленья

Тело жаждет обновленья...

Сталь сердечной оболочки,

Механические почки.

Пусть ласкает компьютерный голос

Человеческий внутренний космос...

В альбоме присутствует также трек «Новая сила», посвященный памяти недавно умершего Кристофера Ли — актера, сыгравшего Сарумана в экранизации «Властелина колец», отличный (неожиданно лиричный) кавер на раммштайновский Seeman, два ремикса и две англоязычные версии более ранних песен коллектива — Just Dance («Танцуй») и Flying over Prague («Полет над Прагой»). Альбом получился цельным, при этом разнообразным, интересным и не затянутым. И это действительно «музыка беспросветного оптимизма» (слоган группы). Это музыка колоссального подъема и холодной ярости, воли и атаки. Да, музыкантам удалось создать «атмосферу», за которой люто-бешено и безупешно гоняется девяносто процентов нашей независимой сцены. Да, их музыку можно назвать алхимией — в ней явно присутствует если не Искусство с заглавной буквы, то, по крайней мере, большая творческая искра, из которой может возгореться — и уже возгорается — настоящий огонь. Но это музыка делания не в алхимическом смысле, а в прямом. При этом эстетическое и политическое в творчестве «45-й базы» не то чтобы переплетаются, а неотделимы друг от друга. Это красиво, ярко, дерзко, убедительно и немного страшно. Когда я слышу строки про то, что «время, греми вперед, / мы все вернем назад!», я невольно верю в это. Да, после этого обычно следует, «на расправу скороспела, мутная поэзия расстрела». Но и это не очень останавливает. Такова магия современных электронных шаманов, заручившихся поддержкой темных (и) красных сил.

10 сентября 2024
Cообщество
«Салон»
24 сентября 2024
Cообщество
«Салон»
17 сентября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x