Сообщество «Салон» 00:00 20 августа 2015

Музон

Нынешний диск — рок-путешествие для симфонического оркестра. Рок — здесь в самом широком ключе. Есть элементы прогрессива и фолк-рока, есть условный "модерн-классик", заставляющий припомнить Moondog’а, и новая волна, порой возникают ассоциации чуть ли не с дарк-вейв и поздним Скоттом Уокером. Пожалуй, вторая половина пластинки получилась сильнее, внушительнее, пронзительнее. "Я больше не боюсь" — действительно и песни, и медитации. Джон Донн был необычен, парадоксален, интеллектуален и чувственен.

Антон БАТАГОВ. "I fear no more. Избранные песни и медитации Джона Донна". (Fancy Music)

Было бы просто безумием

Поведать секрет философского камня

Тому, кто знает, как его резать,

Но не может его найти

Пару лет назад я не смог пройти мимо батаговских "Избранных писем Сергея Рахманинова", не замахиваясь на весомые интерпретации — ограничился фактами и прямой речью. Сегодня речь пойдёт о пластинке "Я больше не боюсь", в которой соединились музыка Антона Батагова, по-своему выдающийся состав исполнителей: Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, баритон Александр Коренков, выпускник Московской консерватории, учился у Павла Лисициана, был солистом в Мариинке, пел романсы, но имеет опыт и участия в необычных проектах, например, выступал с экспериментаторами из "Шумов России", знаменитый басист Сергей "Гребстель" Калачёв, скрипачка Ася Соршнева и барабанщик Владимир Жарко; литературной основой альбома стали тексты английского священника, алхимика и поэта "метафизической школы" Джона Донна (1572-1631).

Антон Батагов — значительная фигура отечественной музыкальной сцены. "В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями "сочинение" и "исполнение", и любые пласты звуковой культуры —от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий — органично сплетаются в единое целое". Классика и минимализм, кино-телемузыка и сакральное в опыте современного музицирования. В фортепианном цикле "Избранные письма Сергея Рахманинова" Батагов искал пространство диалога между Рахманиновым и современными композиторами. Это уж точно не вписывается в контекст отчуждённой игры с музыкой.

В ситуации, где господствуют социокультурные ниши, Батагов убеждённо пытается выйти к цельному, найти центры силы в самых разных "лагерях". Джон Донн как "соавтор" — одновременно и выход на новые культурные рубежи, и продолжение "волюнтаристской" линии, и обращение к вечным темам. Жизнь Донна достойна романа, его поэзия актуальна, несмотря на прошедшие века и вопиюще несовременные материи.

Нынешний диск — рок-путешествие для симфонического оркестра. Рок — здесь в самом широком ключе. Есть элементы прогрессива и фолк-рока, есть условный "модерн-классик", заставляющий припомнить Moondog’а, и новая волна, порой возникают ассоциации чуть ли не с дарк-вейв и поздним Скоттом Уокером. Пожалуй, вторая половина пластинки получилась сильнее, внушительнее, пронзительнее.

"Я больше не боюсь" — действительно и песни, и медитации. Джон Донн был необычен, парадоксален, интеллектуален и чувственен. Как маньерист, Донн мог "воспеть" даже блоху, сделать из "низкого" материала "высокое" стихотворение. В поздних гимнах Богу он был величественно-прозрачен. Две "Песни" — о месте любви в мире непостоянства. Но Батогов и музыканты почти убирают ироничную составляющую, усиливая переживание, поиск высшей правды и веру в чудо. А "медитации" — не будем забывать, что слово латинское, и совсем не только "отдано" Востоку, означало "мысленно созерцать", обдумывать"— это такие экстатические размышления поэта о мире и месте человека в нём.

Иосиф Бродский в своё время попытался сформулировать для русского читателя, что такое Джон Донн: "Стилистически это такая комбинация Ломоносова, Державина и, я бы еще добавил, Григория Сковороды с его речением из какого-то стихотворения, перевода псалма, что ли: "Не лезь в коперниковы сферы, воззри в духовные пещеры".

Джон Донн жил на сломе времён. Уходила привычная Вселенная, рушился магический мир и вместо целостности возникали куски и фрагменты. Как писал сам Донн: "Новая философия сомневается во всём. Элемент огня исчез". Как нам всё это ясно в ситуации постмодерна.

Думаю, в наследии Джона Донна создателям пластинки "Я больше не боюсь" наиболее важным были отчаяние и надежда. И то, что по выражению Томаса Стерна Элиота, Джон Донн вглядывался гораздо глубже, чем в сердце.

"Каждый человек — часть континента, часть материка. И если море смоет кусок земли, от этого уменьшится вся Европа, так как станет меньше и этот мыс, и дом твоих друзей, и твой собственный дом. Смерть каждого человека умаляет и меня, так как я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе".

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x