Сообщество «Салон» 00:00 6 августа 2015

Музон

Добрые, лиричные песни, отсылающие одновременно к советской эстраде, городскому романсу , утёсовскому «одесскому биту», кантри, Аркадию Северному и старому доброму рок-н-роллу – вот творческий коктейль «Заводчан» с неповторимым вкусом. Это истории, рассказанные почти утраченным ныне простым человеческим языком.

ЗАВОДЧАНЕ. «Ключи от сердца»

Это третий альбом московского оркестра «Заводчане» под управлением Максима Трегубова, больше известного как Макс Орех. В «лихие девяностые» у Максима была группа «Небесная дверь», название которой отсылает нас к Бобу Дилану и его песне «Knockin' on heaven’s door». «Небесная дверь» входила в КТР и по мере возможности вносила свой скромный вклад в тогдашний угар и чад кутежа. Потом была группа «Макс Орех Бэнд», а немного позже появились и «Заводчане».

По словам самих музыкантов, "оркестр "Заводчане" — проект, продолжающий традиции живого эстрадного музицирования середины ХХ века. Контрабас, гитара, укулеле, скрипка, баян — вот далеко не полный перечень инструментов, составляющих музыкальную палитру "Заводчан".

Творчество «Заводчан» в своем роде уникально. Сейчас многие говорят об «альтернативном шансоне» или «параллельной эстраде». Под этим определением обычно подразумеваются исполнители вроде Дениса Третьякова или Бранимира, способные мастерски завернуть вечную экзистенциальную проблематику в обертку мрачного интеллектуального панк-хулиганства (в традиции от поэзии обэриутов до групп «Авиа» и «Звуки Му»). В расширительном толковании сюда добавляются и более известные широкой публике исполнители вроде Тимура Шаова. К «Заводчанам» же - при всей их непохожести на названных персонажей - такие термины применимы, пожалуй, больше всего. И вот почему.

Слово «шансон» в нашей культуре донельзя опошлено «зоновской романтикой». Уникальность же «Заводчан состоит в том, что это «шансон», совершенно лишенный блатных интонаций и соответствующей тематики. «Русский шансон — это песня характерного социального персонажа, часто исполняемая от первого лица», - говорится в Википедии. Персонаж «Заводчан» на альбоме «Ключи от сердца» более лишен социальных примет, нежели в их более ранних песнях. Исключение составляют только немного парадоксально перекликающиеся «Supeboss» и «Психоаналитик»:

Я управляю планетой незаметно от санитаров,

Я управляю планетой незаметно от всех

(«Supeboss»)

Писатель, бизнесмен, политик –

Жизнь загоняет всех под пресс.

Им нужен психоаналитик,

Порою нужен позарез.

(«Психоаналитик»)

Добрые, лиричные песни, отсылающие одновременно к советской эстраде, городскому романсу , утёсовскому «одесскому биту», кантри, Аркадию Северному и старому доброму рок-н-роллу – вот творческий коктейль «Заводчан» с неповторимым вкусом. Это истории, рассказанные почти утраченным ныне простым человеческим языком. Но простота – не есть поверхностность, и она не отменяет драмы песни «Кавалеры»:

От хандры шампанское не лечит,

Как больной ребенок, плачет печень,

Если ты Россией изувечен,

Нахрен зарубежных докторов.

А сходи – давай-ка! – на премьеру

И найди себе миллионера,

Чтобы был и молод, и здоров.

Еще один плюс – это добрая ирония авторов текстов (Максима Байдакова, Дмитрия Канунникова, самого Макса Ореха и автора данной рецензии). Так, «Романтик» может быть воспринят и как пародия:

Ты ушла из дома, начитавшись книжек

Ты была романтиком без бельишка нижнего…

Моя девочка-романтик, моя девочка,

С кем ты спишь теперь, перелетная ласточка?

Как давний соавтор «Заводчан» позволю себе заметить, что музыканты всегда дают совершенно неожиданное прочтение авторского текста. Совершенно, казалось бы, не предназначенный для исполнения «Психоаналитик» превращается в немного съехавшего с катушек Джонни Кэша, а непритязательная, банальная песенка «Соловей» превращается в светлый гимн любви:

Расскажи ей, птица-соловей,

Все, что темной ночью недосказано,

Чтобы стало сердцу веселей,

Сердцу, что любовью крепко связано.

Все то светлое, немного наивное, трогательное, что было в советской официальной эстраде, есть у «Заводчан». Весь тот «неофициальный» песенный контекст, сопровождавший советского человека на кухнях, в кулуарах и у костров, тоже есть у «Заводчан», и потому к ним вполне применим и термин «неоретро». И, конечно же, это «параллельная эстрада» - честная, от всего сердца, не привязанная к плану продаж.

Ключи от сердца просто так не выдаются,

И просто так назад их тоже не отдашь.

А в это время люди плачут и смеются,

И корабли берут на абордаж.

Это танго соседствует на альбоме с отличной рок-н-ролльной балладой «Осень», вполне вписавшейся бы в формат «Нашего радио». Рок-н-ролл жив, и «Заводчане» вполне могут выдавать и такие хиты:

Осенью дождями вымоется поле старых ран,

Мокнет под ногами жизни недочитанный роман…

В целом альбом, конечно, получился немного перегруженным - тринадцать треков, тринадцать историй. Но бережная, вдумчивая работа «Заводчан» с музыкой вполне искупает этот недостаток. Кроме того, у коллектива есть редкий плюс – они всегда умудряются соблюдать не только грань, отделяющую красивость от пошлости, но и баланс между самовыражением и желанием порадовать слушателя, подарить ему радость, расслабление, приятные эмоции, хотя бы короткое отдохновение от забот и проблем нашего непростого мира.

P.S. Презентация альбома — 27 августа в клубе "Меццо-Форте" (м. "ВДНХ", 1-я Останкинская улица, стр. 53.)

Встреча в контакте - http://vk.com/event98867630

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x