Сообщество «Салон» 00:00 25 июня 2015

Музон

Joi Noir. "Joi noir"

JOI NOIR. "Joi noir" (Sunhead records).

Даже оказавшись на африканском континенте, русские люди могут играть рок-н-ролл. Два музыканта группы — тюменцы, некогда приложившие руку и сердце к явлению "сибирского панка", а третья — родом из Поволжья.

Игорь Плотников (гитары) несколько лет назад вместе с знаменитым "контр-культурологом" Мирославом Немировым сотворил оригинальный проект "арРок через океан". Оттуда же Ольга "Гайо" Петушкова — вокал, бас. Помимо участия в "арРоке", Ольга известна была своим панк-ансамблем "Слеза комсомолки" и одной из главных ролей в зомби-триллере "Чёрный таксист". В JN, кстати, ей принадлежит роль главного сочинителя композиций. Евгений "Джек" Кузнецов — барабанщик первых составов "Инструкция по Выживанию", играл и записывался с Янкой, Манагером, "Культурной революцией".

Joi Noir — русская группа, поющая по-английски, песни дебютного альбома сочинялись в Центральной Африке, записывались в Малайзии, сводились в Англии. Бывает, что русские за рубежом, особенно в последние эпохи, растворяются в окружающем обществе, Joi Noir — иной случай. Дело даже не в том, что это группа экспатов, а не эмигрантов —Joi Noir взгляд на мир максимально открыт, внимателен, настроен на коммуникацию и работу, по-русски универсален. Может быть, за счёт этого вполне исхоженные музыкальные территории, на которых обитает группа, звучат довольно свежо.

"Джой Нуар" самостоятельно спродюсировали альбом при локальном участии британского продюсера Гарета Джонса (Depeche Modе, Einstürzende Neubauten, Interpol), который также помог группе со сведением. Мастеринг сделал Алекс Уортон (Radiohead, My Bloody Valentine) на прославленной студии Abbey Road.

История группы — как и её название — берет начало в Пуэнт-Нуаре, морских воротах Республики Конго. Официально — отсюда нуар, а Joi — из первых букв имен музыкантов: Джек, Ольга, Игорь. Но нельзя и отбросить игровой момент. И явные отсылы к музыке и кино в Joi Noir очень читаются. Тем более, что "обложка альбома — зеркальная противоположность нуарной эстетике Голливуда 1950-х—60-х гг., а именно — кивок в сторону "Бульвара Сансет" Билли Уайлдера. Этот черно-белый фильм начинается с кадра убитого мужчины в бассейне, плавающего спиной вверх, ракурс — снято со дна бассейна снизу вверх. У нас на обложке цветное изображение женщины в бассейне спиной вниз, бассейн снят сверху вниз. Мужское черно-белое и женское цветное — цепочка: культурно всё взаимосвязано и взаимно влияет друг на друга", — утверждают музыканты.

Альбом — десять композиций, чуть более получаса. Начинается пластинка с сумрачной "Асфодели" — цветка, что с древности связывали со смертью, ибо произрастал он на лугах мира мёртвых. Вторая композиция заставляет припомнить, с одной стороны, Bauhaus, с другой, The Smiths и их одноимённую "Queen is dead". Но у Моррисси и Ко — скорее всего, идёт отсылка к Шекспиру и "Макбету": "Мой государь, скончалась королева…" Песня же "Джой Нуар" — о королеве Марии-Антуанетте, наиболее известной по сомнительной истории "нет хлеба, пусть едят пирожные" — про неё ходят куда более эффектные легенды. А вот и "Корабль дураков" — не босхианско-возрожденческий, не фукианская "больница среди людей и вещей", видимо, ближе всего к апокалиптическому морриссоновскому сюжету.

Joi Noir с лёгкостью вращает континентами: культурными, пространственными, временными. Есть нововолновая ностальгия по 80-м, есть бодрый шаг в сторону инди-рока, есть готические настроения, есть некие мосты между почти поп-сценой и явным андеграундом. Множество источников вдохновения, но живо пропущенных сквозь свои интересы и представления. И полный набор пограничных ситуаций, травматических историй, порой достаточно неожиданных — одиночество, смерть, чудеса. Романтический космос пластинки очарователен и тревожен. А женский азарт уравновешивается мужским тандемом, что уверенно держит оборону Joi Noir.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x