Сообщество «Салон» 00:00 16 апреля 2015

Музон

"Под Азовом" — про то, как казаки рок-н-ролл играли. Представлен пассионарный, вольный, одновременно консервативный и озорной, укоренённый и динамичный народ. Есть здесь и тема обретения корней, и правда воина, и народный эрос, и Азов — веха в самосознании казачества.

АБВИОТУРА. "Под Азовом" ("Navi­gator Records")

Ой, матушка, головушка болит

Не могу же я до вечера дожить

Не могу же я до вечера дожить

Ко мне ноне казачок прибежит

Ростовско-московская группа "Абвиотура" 30 апреля отметит своё двадцатилетие. Название некогда, видимо, родилось из курьёза — искажённого слова "аббревиатура". В общем, так явно лучше — вместо трафаретности вышло необычное энергичное имя: вполне в духе группы.

Состав (Павел Лапыгин — Андрей Шеремет — Роман Коробейников — Александр Яковлев), кажется, все эти годы совсем не менялся, найти аналоги такого долговременного союза очень непросто и в мировом масштабе. Так что есть соблазн обозначить проект более пафосно, нежели просто группа — нечто вроде "мужского союза", памятуя о донском происхождении "Абвиотуры". При этом дискография группы компактна — пять альбомов, не считая синглов и параллельных дел. К записи новых пластинок музыканты подходят аккуратно и ответственно.

Стиль "Абвиотуры" обычно обозначают как этно-кор. Пожалуй, можно несколько оспорить такое железобетонное определение как минимум в силу большей широты "абвиотуровых" проявлений. Видимо, этно-кор обозначает то, что группа естественно и вдохновенно венчает бодрую рок-н-ролльную ноту и фольклор, современные технологии и архаику. "Абвиотура" использует старую лексику и сэмплы из аутентичных народных песен, но имеется и влияние фанк-металла, и инерция отечественного рока со всеми его удачами и слабостями.

В Москве группа обитает уже большую часть своей истории, с 2003 года. Увы, даже задворки шоу-бизнеса требуют у нас некоей столичной "присяги". "Абвиотура" слегка поддерживалась "Нашим радио", участвовала в ряде официальных рок-фестивалей. Но, к сожалению, нельзя сказать, что получила всю возможную аудиторию. А группа, несомненно, из разряда — "было бы здорово, если бы это было мейнстримом". Прекрасно отдаю себе отчёт в том, что некоторые интересные мне проекты, при всей значительности, сложно рекомендовать массово — слишком резко, радикально, экстравагантно. В этно-пространстве мне ближе группы, которые скорее можно встретить в культурном центре "Дом" (а в донском поле обязательно слежу за действиями сообщества "Дебри Дона" и традициями "Зазеркалья"). Но внешне бесхитростный народнический стиль "Абвиотуры" открыт широкой аудитории, легко представляю выступление группы, например, во время каких-нибудь городских "народных гуляний", и это будет точно лучше, чем дежурный филармонический фолк. К повседневной культуре "Абвиотура", несмотря на альтернативную подачу, куда ближе. Возможно, это и есть настоящий русский рок, вне этических и эстетических споров про восьмидесятые, где львиная доля музыкантов гармонически и технически к рок-культуре имела весьма условное отношение.

На альбоме "Под Азовом" "Абвиотура" движется вглубь, к корням, привлекая песни из казачьего фольклора. В записи приняли участие солистки донского Обуховского народного хора, с которым "Абвиотура" много лет контактирует, участники коллектива "Вольный Дон", а также видная инди-фолк-певица Анна Пингина.

В последнее время многие группы делают альбомы, которые раньше могли проходить как синглы или дополнения в силу объёма. "Под Азовом" — тот случай, когда 5 композиций и двадцать минут — вполне самодостаточны и исчерпывающи, нет смысла растягивать время песен или добавлять случайные номера. Получилась цельная, продуманная, прочувствованная работа. Избранные номера разнообразны и многоплановы — застолье, смех, эпос. "Знаменитую застольную "По Дону гуляет казак молодой" сменяет заглавная "Под Азовом", которая отсылает слушателя к историческим событиям Азовского сидения. Игровая, задорная "Головушка" логически продолжается шуточной "Щебатуркой", которая в оригинале называется "Як служил я у пана". И на пике разудалого веселья альбом обрывается драматической "Не для меня". Все песни получили авторское прочтение, за исключением финальной — эту песню как-то дополнять, наверное, ни к чему.

(Кстати, по аналогии можно вспомнить выдающийся пример начала девяностых пластинку "Символ веры" — результат содружества музыкантов группы "Весёлые картинки" и казаков — этот альбом и по сей день звучит сногсшибательно. А их версия "Не для меня" пока вне конкуренции).

"Под Азовом" — про то, как казаки рок-н-ролл играли. Представлен пассионарный, вольный, одновременно консервативный и озорной, укоренённый и динамичный народ. Есть здесь и тема обретения корней, и правда воина, и народный эрос, и Азов — веха в самосознании казачества.

Как говорил Лев Толстой, "история России сделана казаками". И может быть, именно "Абвиотура" по-своему творит отечественную рок-историю.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x