Сообщество «Салон» 00:00 5 марта 2015

Музон

Бранимир — это мощный ревущий голос, который порой уносится, не разбирая траектории; брутальная гитара несмотря на использование в аранжировках самых неожиданных инструментов, в том числе экзотических — голос и гитара — визитная карточка музыканта; драматическая близость всех явлений, перспектив, образов, эклектичный словарь, в котором найдётся место экспрессии, культурным отсылам, обильной обсценной лексике и правилам жизни; поток слов, иногда чрезмерный.

БРАНИМИР. "Уже поздно" ("Выргород")

Этого волгоградского музыканта сопровождают многочисленные дивные и диковатые определения — от "гностического шансона" и "сталинградского дарк-фолка" до "метафизического скомороха" и "нового Башлачёва", правда, зело злобного. Как водится, большая часть определений — игровые ярлыки журналистов и слушателей, которые вряд ли интересны самому музыканту. Однако и нельзя сказать, что возникают они совсем на пустом месте — как минимум корни, интересы, представления Бранимира в них как-то фиксируются.

На сегодняшний день Бранимир (кстати, недавно задался вопросом — а что значит сие имя балканского привкуса — брань с миром? ей музыкант посвятил не один десяток номеров) — один самых известных деятелей отечественного андеграунда. Он востребован, активен, много ездит по России и ближнему зарубежью. Не последнюю роль в этом сыграло и внезапное внимание со стороны официальной музыкальной журналистики. Хорошо, что Бранимира отметили, плохо, что иных достойных в упор не замечают.

Дискография у Бранимира, что у деятелей британского эзотерического андеграунда — велика и разнообразна. Причём даже на рутрекере она постоянно дополняется-исправляется, исчезают случайные записи, открываются творческие погреба. За минувший год Бранимир выдал целых три альбома — взгляд на женский космос "За Бикс", архивный концертник "Вечер мерзкого шансона", наконец, концептуальная пластинка "Уже поздно", посвящённая войне на Донбассе.

Бранимир — это мощный ревущий голос, который порой летит, не разбирая траектории; брутальная гитара, несмотря на использование в аранжировках самых неожиданных инструментов, в том числе экзотических, вообще голос и гитара — визитная карточка музыканта; драматическая близость всех явлений, перспектив, образов;эклектичный словарь, в котором найдётся место экспрессии, культурным отсылам, обильной обсценной лексике и правилам жизни; поток слов, иногда чрезмерный. Впрочем, на последнем альбоме Бранимир, по своим меркам, лаконичен. Он шарашит по нервам и душам слушателей, но не действует извне, в первую очередь, задевая себя. Его проповеди почти исповедальны. Бранимир не боится быть банальным, вульгарным, многословным, циничным. Сочетает в себе открытость, наполненность и самодостаточность. Может быть, это русский рок после смерти русского рока. Или вывернутая наизнанку авторская песня. Бранимир охотно высказывается о своём творчестве, но песни всё-таки интереснее, чем интерпретации. Тем более, что лейтмотивом порой служат благие намерения — "за всё хорошее против всего плохого" и "теория малых дел". Ну и, понятное дело, приоритет социального над политическим.

Это не первое и не последнее обращение современных музыкантов к теме войны в Новороссии. Можно вспомнить, что первый гимн ДНР "Вставай, Донбасс!" от панк-группы "День Триффидов" появился ещё в апреле 2014 года. Летом была композиция "Беженцы" Юлии Теуниковой и сингл "Пара песен о Родине". У русскоязычной киевской группы "МалаВер", близкой Бранимиру, вышел альбом "Хочется убить человека" — послушайте оттуда "Песню киевлянина", пусть ей уже несколько лет — так копились противоречия в обществе, взорванные майданом. "Уже поздно" Бранимира — внеплановый, не номерной альбом. "Записан был в едином порыве, быстро и от сердца". А все собранные средства передаются в фонд помощи детям Донбасса. Так что говорить о слабых местах пластинки отчасти даже неуместно.

"Уже поздно" — альбом небольшой. Недурной шумовой коллаж, одноимённый альбому. Стихотворение "Музыканту" и бранимировская версия "Чёрного ворона", "И бегут к тебе деревья" — спорный Крым неформалов и программная "Пойдём на войну". Аллюзии на Эдгара По ("красная маска смерти") и Гумилёва ("красный мёд войны"), античные (или крусановские?) "псы Гекаты", выпущенные в наш подлунный мир. Не исключаю, что в "Пойдём на войну" заложена полемика с "Поедем на войну" Натальи Медведевой.

Это альбом не побед и прорывов, но вопросов, ран и трагедий. И в значительной степени направлен против истеричности "диванных войск", увеличивающих, а иногда просто задающих уровень конфликта. Другое дело, что все мирные истории — полноценно воспринимаются только "ватной" стороной. Для жителей Донбасса война — жестокая реальность. И понимают ли оголтелые "жовто-блакитные" киевляне, что злорадствуя и нагнетая, они могут получить такую ответку, что гибели родных и знакомых, призванных под знамёна "АТО", — покажутся совсем частными случаями? Впрочем, и мир для сегодняшнего киевского режима — ситуация, возможно, куда более сложная, чем время боевых действий.

Кстати, данный альбом — единственная возможность услышать эти песни, за исключением "Чёрного ворона": на концертах Бранимир их исполнять не собирается. "Уже поздно" — строго благотворительная акция.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x