ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ. "Ключи от всех дверей".
В отзыве на бестселлер Александра Горбачёва и Ильи Зинина "Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х" позволил себе небесспорное зачисление "П.Т.В.П." в мейнстрим. Основания имеются — звучание некоторых альбомов, песни в сериале Первого канала "Школа", премия журнала "Fuzz" десятилетней давности за альбом "2084". И если в шумное творение Гай-Германики можно было попасть благодаря непредсказуемости режиссёра, то премия "Fuzz" — являлась своего рода клубом, в котором иные независимые персоналии были просто невозможны, "чужих" там чуяли за версту. Однако нельзя сказать, что "Последние танки в Париже" как-то судорожно пытались встроиться в рок-истеблишмент, в отличие от некоторых коллег по цеху. "П.Т.В.П." — это наступление по всем фронтам, андеграундная стать и поп-хватка. Кстати, и новый альбом фигурирует в двух вариантах — открытая сетевая публикация и винил (компакт-дисков не планируется). Баланс тенденций: свободное скачивание и мода, винил нынче даже в "Ашане" появился.
"Ключи от всех дверей" — очередной претендент на эфемерные лауреатства из серии "альбом года". И очередной манифест группы из Выборга.
"Внешняя бескомпромиссность здесь превращается во внутреннюю, глубинную уверенность. Уверенность не в собственной правоте (что было бы скандалом и пошлостью), а в позиции. Позиции поэта, музыканта, артиста. Ясно, что всё это выглядит как проигрыш в вечной борьбе с неизвестной инстанцией. Однако, проигрыш внешний и превращающийся в ловушку для слушателя. Ярлык политической группы, с радостью отзывающейся на "злобу дня" всегда претил нам — мне, как поэту, ребятам, как музыкантам.
На этом альбоме мы хотели уйти от этого, справедливо считая, что частная жизнь современного человека куда интереснее и даёт много больше для песни, чем любая мятежная политическая идея и своевременность. Драма обыденности, переживаемая каждым из нас — вот один из ключей релиза…Несвоевременный альбом, по нашему скромному мнению, именно на данном этапе развития группы, превращается в закономерность. Это ли не чудо?" –фиксирует лидер "П.Т.В.П." Алексей "Лёха" Никонов. Ему, к слову, в конце прошлого года стукнуло 42 года, есть соблазн записывать некоторые актуальные для Никонова сюжеты в продуктивные рефлексии, основанные на пресловутом "кризисе среднего возраста". Альбом — почти концептуальный, продуманный, хотя, конечно, и неровный. От социальных инвектив Никонов сотоварщи перешёл сражению с демонами в душе человеческой.
Что ценно, "Танки" узнаваемы, но и оригинальны. Есть соблазн припомнить альбом 2010 года "Порядок вещей" в качестве отправной точки, тем более, что предыдущий "Ультиматум" был заметно злее, прямолинейнее. Хотя начальная громогласная "Ненависть" словно берёт эстафету от предыдущей пластинки, однако завершается альбом космическим упадничеством "Сказки". Между ними восемь композиций, все названия, видимо, не без умысла, лаконично-однословны: "Ракеты", "Время", "Уйдём", "Дорога". И каждая являет собой своеобразный ключ к реальности и её восприятию музыкантами "П.Т.В.П."
По мелодике богатый диапазон — от акустического подполья до почти поп-опусов, от нью-вейва и альтернативного рока до характерного "тяжеляка". Правда, всё довольно аккуратно прилизано, отлакировано, иногда даже слащаво. Мастеринг "Ключей" был сделан в Англии. И некий заброс на хит-парады, возможно, имеется. Пусть и мрачны истории от "П.Т.В.П.". Как было замечено - тоска, депрессия, ужас, пусть несколько адаптированные, вполне пристроены в супермаркете шоу-бизнеса и неплохо продаются. Как дополнение, обратная сторона культа какого-то неадекватного веселья.
Есть ощущение, что скоро Никонов обратится к гностическим образам, благо это удобные и красивые ответы о природе зла. А пока "Ключи от всех дверей" — никоновский вариант "Путешествия на край ночи".