Сообщество «Салон» 00:00 1 января 2015

Музон

"Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о питерском роке, делал исключение для "Телевизора", "Сезона дождей" и "Джунглей".
0

ТЕЛЕВИЗОР. "Отчуждение". "Мегамизантроп" ("ГЕОМЕТРИЯ")

Лейбл "Геометрия" вышел на финишную прямую в своем энциклопедическом издании альбомов питерской группы "Телевизор". Из студийных осталось переиздать только рубежный "Путь к успеху", ещё возможны концертные — "Амстердамский" 1988 года, где Борзыкин исполняет битловскую "Revolution", "Живой", посвящённый десятилетию группы, и записанный во время концертных сессий сольный "электроакустический" альбом "Перекрёсток" начала нулевых.

Новая история уже за Михаилом Борзыкиным и Ко. Впрочем, "Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о питерском роке, делал исключение для "Телевизора", "Сезона дождей" и "Джунглей". Учитывая, что и "Джунгли", и "Сезон дождей" — оригинальные, по-настоящему музыкальные проекты, сильно далёкие от тогдашнего рок-мейнстрима (например, из первого состава "Сезона дождей" выделился этно-электронный психодел "Оле-Лукойе"), попадание в такую компанию говорит само за себя. Так что не стоит сводить эффект "Телевизора" только на счёт громогласного политического языка. Хотя в перестроечных камланиях "Телевизор", разумеется, поучаствовал весьма лихо, порой сводя процесс личного освобождения сугубо к социально-политической либерализации.

В настоящих изданиях в первую очередь на себя обращает внимание официальное издание альбома "Отчуждение". В 1989 году не повезло сразу двум питерским командам. "Алиса" лишилась своего "хулиганского" альбома "Ст. 206 ч. 2", был утерян оригинал, в итоге запись вышла только в 1994 году. А Михаил Борзыкин прождал куда больше. Притом, что "алисовская" пластинка была скорее проходной, собранной из нескольких кусков, а "Отчуждение" знаменовало начавшийся переход группы от политизированных боевиков к бунту против современной цивилизации. И структурно пластинка стала последней для "золотого" состава (Борзыкин — Беляев — Рацен — Бабанов). После студийной сессии, в результате конфликта с продюсером и будущим эстрадным магнатом Александром Шульгиным, готовый альбом ложится на полку на добрые четверть века. "Отчуждение" должно было появиться на пике популярности группы — стадионные выступления, международные гастроли — мало, кто мог предположить, что всего через два-три года группа уйдёт фактически в андеграунд, не желая вписываться уже в реалии бандитского капитализма.

В 2005 году Борзыкин заново записал песни программы, так получился альбом "Отчуждение-2005". Нынешнее издание включает оба варианта "Отчуждения", которые отличаются звучанием, порядком и немного составом композиций. А изначальный вариант содержал ещё два номера "революционного цикла", пожалуй, эта тема здесь не особо интересна и уместна. Порой сражаясь с «отчуждением», Борзыкин попадает в вилку традиционного обличения "средневековий" и "тоталитаризмов". Хотя проблема эта скорее связана с веком сим.

"МегаМизантроп", альбом 2004 года, включает в себя аж три диска (2CD + DVD), а не два, как обычно. Бонусный CD содержит записи двух эфиров группы на "Нашем радио", которые легко представляются как один цельный концерт. Не знаю, заслуга это лейбла или "фишка" Борзыкина, но, пожалуй, дискография группы пополнилась "живым" альбомом.

Несмотря на некоторую старомодность, звучание пластинки вполне органично содержанию.

«Мегамизантроп» - это уже злость не мальчика, но мужа. Одиночество героя носит подчёркнуто онтологический характер. В атаке на власть толпы, господство массового вкуса слышится почти ницшеанское презрение - "там, где пасутся стада, - истина не растет" - (ср. "хочешь ли ты, чтобы жизнь твоя всегда была легкой? Так оставайся постоянно в стаде и за стадом забудь о себе"). Жёсткое изображение явлений "прекрасного нового мира" ("Бабуины", "Аллилуйя") сродни антиутопистам. Порой бунт приобретает черты восстания против миропорядка ("Обходи"). Впрочем, подобные выпады характерны и для мистиков, идущих узким травматическим путем к обретению истины.

По мне, "Мегамизантроп" — путь, по которому "Телевизор" мог двигаться и дальше. Это очень цепкий, резкий, интересный альбом, установки которого и по сей день актуальны. Однако с середины нулевых Борзыкин вновь адаптировал свой вызов к сугубо политическому знаменателю, во многом, достаточно тривиальному. Увы, соблазн простых ответов порой сильнее интереса к сложным вопросам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
8
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
3
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x