ДЕЛЬФИН. «Существо» («Dolphinmusic Records»).
24 февраля в клубе «Известия-Холл» прошёл московский концерт в поддержку нового альбома. Пластинка в ходу уже несколько месяцев — первая часть появилась на сервисе «Яндекс. Музыка» ещё в октябре прошлого года, вторая — в конце ноября.
Дельфин проходит не по разряду попса, но скорее такого модного исполнителя, чья аудитория — люди наслушанные и начитанные, ориентирующиеся в течениях и тенденциях. Однако отголоски его проявлений проникают в разные слои нашего общества. Недавно поздно ночью наткнулся на выходе из окраинной станции метро на компанию отборных бомжей, которые уверенно декламировали песню из репертуара «Мальчишника». Подумал, что, несмотря на всю явную «дичь» проекта, та похабная «музыка школьных туалетов» обладала редким для постсоветской эстрады пусть карикатурным, но мужским началом и стала своеобразным вызовом гинекократии имени Аллы Пугачёвой. По слухам, именно правящая эстрадная партия придавила тогда «Мальчишник», заблокировав сценические и медийные каналы.
Вряд ли, конечно, песни из «Существа» завоюют массовую аудиторию. Впрочем, Дельфин сознательно ориентирован на публику, с которой возможен внятный и откровенный разговор. И не стоит забывать, что многие находки Дельфина ещё со времени альбома «Не в фокусе» или «Игрушек» проекта «Мишины Дельфины» спустя годы обрели на отечественной сцене ряд последователей, да и сомнительных наследников тоже.
«Существо» — седьмой студийный альбом Дельфина. Словно пластинка, он разделён на две части по 7 песен. Имеется некоторая затянутость — далеко не всякий неискушённый любопытный слушатель «доживёт» до финала альбома. Тем более, вторая часть пластинки посложнее для восприятия. «Существо» вполне может быть воспринят как продолжение предыдущего — «Юности» и, пожалуй, в чём-то близок альбому семилетней давности — «Звезда».
Сам Дельфин сформулировал: «Существо» — это полностью сформировавшаяся и почти до конца осознанная мною вещь. Это неделимое пространство. Это то, чем я жил вчера, живу сегодня и то, что будет волновать меня завтра. Нужно ли это Вам? Прочитайте первые семь писем. Они не требуют ответа. Они написаны не для Вас. Четырнадцать — это слишком мало для того, чтобы понять, но семь — достаточно для того, чтобы узнать«.
»Существо« — это вновь продукт взаимодействия с музыкантом Павлом Додоновым и звуковиком Ренатом Ибрагимовым. »Существо« — это многослойная гитарно-синтезаторная звуковая стена, эффектная, красивая, но порой и утомительная; трип-хоповые, эмбиентные, синти-поповые мотивы, »восьмидесятых« стало меньше; малоэмоциональный голос-речитатив, сильные тексты, которые, однако, под давлением музыки иногда уходят на второй план.
Кстати, предыдущая »Юность« шла от музыки, текст сочинялся на разработки Додонова. Надо полагать, этот метод использован и в этот раз. По мне было бы недурно, если бы Дельфин со товарищи двинулся куда-то в сторону индастриала — не то, чтобы стиль свеж и не затаскан, но нестереотипное мышление наших музыкантов могло бы породить нечто оригинальное и стоящее.
В оформлении обложки использована картина Леонардо да Винчи »Мадонна Литта«, хороший вариант для интерпретаций. Тем более и название альбома скорее расшифровывается как суть, essentia. У искусствоведов читаем о картине Леонардо: »Основной смысл, идейное содержание произведения: человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение…Здесь отброшены случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке«.
»Юность« была »о детях и для детей, которые остались внутри нас«, провоцировались напряжение и дискомфорт. »Существо« же — это такой Дельфин с якорем, в древней символике — сочетание означающее рассудительность. Воинственные настроения »Юности« уступили место спокойному, уверенному даже в депрессии взгляду. Даже общественное неспокойство приводит к отстранённости, неконъюнктурному желанию говорить о вечном. Не стоит забывать, что Дельфин — Андрей Лысиков в сентябре прошлого года пошёл на пятый десяток. Но это всё тот же Дельфин, готовый поделиться болью, тревогами и надеждами, без страха показаться банальным или наивным.
Когда-нибудь придёт весна
И заберёт меня домой,
И голубые небеса
Вдруг распахнутся надо мной.
Весна расплачется, обняв
Меня своим теплом,
И я уткнусь в её рукав
Заплаканным лицом…