БРОМ. "3 ребра" ("ГЕОМЕТРИЯ")
И ещё один релиз от авторитетного музыкального издательства. Пожалуй, несколько неожиданный. От внушительных представлений героев отечественного рок-н-ролла "ГЕОМЕТРИЯ" обратилась к авант-джазовому проекту. Впрочем, от рассвета рок-культуры проще провести линию не к клишированным, коммерческим эпигонам, а к формально совсем не роковым коллективам — именно здесь есть драйв, мистериальность, радикализм, выраженный, разумеется, не в формальной "тяжести" или наборе политических лозунгов. И в культурном центре "Дом" рока зачастую куда больше, нежели в "хард-рок кафе" или на фестивале "Нашествие".
"Три ребра" — третий альбом группы и дебютный в рамках "ГЕОМЕТРИИ". Предыдущая пластинка "Бельмо" вышла в свет недавно, зимой этого года, но несколько дальше отстоит от актуального состояния коллектива.
"Бром" появился на свет на стыке 2007-2008 гг. Компромисс с миром явно не намечался даже по названию — ядовитый химический элемент (от греческого — зловонный) с удушающим запахом — со времен Первой мировой бром используется для производства боевых отравляющих веществ. Кстати, бравого солдата Швейка от приступа патриотического энтузиазма лечили именно бромом. Можно ещё припомнить народную мифологию о броме в рационе срочнослужащих и заключённых.
Проект стартовал как "реакция на легковесную музыкальную сцену московского андеграунда", на примитивный инди-"рочок", активно колонизировавший независимую сцену.
За годы существования группа меняла состав не хуже, чем какой-нибудь поп-проект. Постоянным участником является только Дмитрий Лапшин, на "3 рёбрах" взявший в руки контрабас, а до этого вершивший суд посредством бас-гитары. Нынешний "Бром" — это ещё саксофонист Антон Пономарёв и трубач Константин Сухан. А недавно коллектив вновь обрёл барабанщика, Андрея Кима, трансформировавшись в квартет.
"Бром" заметно участвовал в программах знаковых международных фестивалей — таких, как "Длинные руки-8", "Шум и ярость", организатором и идеологом которого является лидер "Ночного Проспекта" Алексей Борисов, Leo Fest. Что дополнительно интересно — влезаешь в тему и проваливаешься в "сказку с подробностями"; номерными альбомами жизнь не ограничивается, тут же какие-то параллельные проекты, совместные акции, увлекательные истории вроде выступления на крыше московской многоэтажки.
"Несмотря на полётность и импровизационное начало, эта музыка имеет чёткую риффовую структуру и уникальный мелодизм даже в запредельно "прогрессивных" композициях", — гласит пресс-релиз.
В "Бром"-реторту вливались такие явления как нойз, no wave, панк и европейский джазовый авангард. Пожалуй, имеются некоторые параллели с пластинками летовского лейбла — "Пентаграмма".
При всей объяснимой сложности — это живая, разнообразная, виртуозная, музыка. Есть изначальный набросок, эскиз, но куда выведет тропинка игры заведомо предсказать нельзя, аранжировка незаметно уходит в импровизацию. "Бельмо" было жёстче, "3 ребра" — история, допустим, более мягкая, открытая аудитории, имеющая больше пересечений с новоджазовым движением.
Натуралистичные названия композиций альбома (традиционно одна из визитных карточек "Брома") — "Гланды", "Шов", собственно, "Три ребра" — видимо, дань авангардистскому языку. Или своевременный вариант древних вопрошаний: "Сколько богов, каковы они были/(Те), что собрали грудь, шейные позвонки у человека? Сколькие расставили два сосца? Кто — два локтя? Сколькие — плечевые кости? Сколькие собрали ребра?" ("Атхарваведа"). Сами музыканты говорят о фонетической ассоциации названия с треком, ну, и о некоем направлении идеи. Однако начинается и заканчивается пластинка захватывающими "общечеловеческими" композициями "Правда" и "Голод". Последняя — вполне саундтрек к эпизоду великого романа Кнута Гамсуна.
Оригинальный, сильный и стильный опыт создания цельного многоуровневого мира, который больше суммы своих частей.