Вы не задумывались, почему до сравнительно недавнего времени музыке и музыкальному исполнительству придавалось такое большое, почти сакральное значение?
Особенность музыкального произведения в том, что оно развёрнуто во времени. В каждый отдельный момент мы слышим только фрагмент произведения. И лишь объединив эти фрагменты в своём сознании, мы способны воспринять произведение как единое целое. Или неспособны. Иногда для кого-то оказывается возможным увидеть лишь отдельные мотивы, фразы, но не произведение целиком. В любом случае музыка — это органичный способ развития определённого вида мышления. Я бы даже сказал, настройка сознания, тесно связанная с реальной жизнью. Ведь и в жизни мы видим лишь отдельные, разрозненные события, и только наше сознание способно (или опять же неспособно) объединить их в стройную картину.
Вот, например, представьте себе человека, слушающего "Чакону" Баха, который при этом способен хотя бы частично проследить за развитием голосов в полифонии, услышать гармонические тяготения, приблизиться к пониманию формы произведения. Интеллектуальный уровень такого слушателя будет значительно выше среднего, а с появлением звукозаписи доступ к музыке и к возможностям личного развития, предоставляемой ею, появился у миллионов людей. Музыка любого уровня по сути своей перестала быть элитарной.
Нетрудно предположить существование круга лиц, которые в этом не заинтересованы, и "противоядие" в данном случае простое: достаточно того, чтобы эту же "Чакону" как можно больше играли и записывали посредственные исполнители — те, кто не в состоянии выявить и показать слушателю структуру произведения, то есть фактически играющие его как набор нот. Таких исполнителей немало, иногда они бывают даже весьма артистичны. Их, пожалуй, можно сравнить с ораторами, эмоционально и убеждённо говорящими о вещах, которых они сами не понимают.
И для того, чтобы исполнительство начало "заболачиваться", не нужно каких-то особых усилий, достаточно организовать его как некую административную систему, а уже потом такая система в силу самой своей природы склонна будет "одёргивать" чересчур ярких и талантливых.
Но Бах всё же есть Бах, как его ни играй, и процесс пошёл дальше. Появляется музыка, лишённая внутренней логики или представляющая собой бессвязные отрывки, не дающие в итоге стройное по форме произведение. Интересно, что, так или иначе, подспудно это понимают многие.
Кто-то может усомниться, сказав, что знаком с некоторыми из этих "творцов прекрасного" — они вполне обычные, заурядные, в общем ограниченные люди, как правило, с сильно ущемлённым самолюбием, а здесь нарисована такая картина, что они выходят какими-то глубоко продуманными аналитиками, встроенными в сложнейшую схему. Да этого вовсе не нужно! Вспомните обычного котяру, пушистого любимца (живёт и у меня один такой)! Так он, что, по-вашему, сидит и с утра до вечера читает статьи по социологии? Про одиночество современного человека, тактильный голод? И, начитавшись этих статей, сознательно выстраивает модель поведения?
Я вас умоляю! Он просто знает: чтобы получить вкусняшку, нужно потереться и помурлыкать. Именно так и ведут себя эти творцы подобного "искусства". А в роли вкусняшек выступает разветвлённая система поощрения.
Кстати, вы обращали внимание, как агрессивна подобная среда? Можно покритиковать Шуберта, Мендельсона, даже Бетховена, но не её представителей. Агрессия, с которой защищают эту область, далеко превосходит степень накала в обычных творческих разногласиях. Так древний хаос восстаёт против гармонии этого мира, неумолимая сила энтропии поглощает всё живое.
А работает схема эффективно. Попробуйте достаточно долго послушать подобную "музыку". Первоначально воображение будет пытаться выстроить форму. Но сознанию невозможно объединить в систему то, что систематизированию не поддаётся. Наступает вполне предсказуемый "перегрев" мозга, сама функция рассудка, отвечающая за обобщение и структурирование потока информации, атрофируется.
Таким образом формируется хаотизированное мышление.
Конечно, я лишь крайне схематично описал частный случай. Подытожив, можно сказать, что искусство может очень сильно влиять на способности систематизировать получаемую информацию, развивать или, наоборот, блокировать развитие образного и критического мышления, а в некоторых отдельных случаях — заметно повышать внушаемость индивида.