Авторский блог Партия За Правду 12:37 4 ноября 2020

О мусорных сверхдоходах

речь должна идти о создании в отрасли экономики замкнутого цикла

Общество, конечно, не стоит на месте. Проблемные сферы, до которых не доходили руки ещё лет десять назад, сегодня наконец-то привлекают внимание населения и властей. Ярким примером тому служит экология. Рассмотрим одну из её, наиболее проблематичных областей, касающейся утилизации отходов.

То, что проблемой наконец озаботились – это хорошо. Однако, как это часто случается, торопливость, а может быть и некоторая некомпетентность в принятии решений приводят к предсказуемым ошибкам.

Например, в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» Госсовет поручил рассмотреть вопросы реализации мероприятий по переходу на обязательный раздельный сбор твёрдых коммунальных отходов в городах с численностью населения более 100 000 человек. Речь идёт о развитии сети фандоматов и пунктов приёма отдельных фракций ТКО.

Давайте попробуем разобраться в недостатках данной инициативы.

Известно, что работа с ТКО является исключительной прерогативой региональных операторов, то есть именно они и будут оплачивать установку фандоматов и пресловутых пунктов приёма. Денег у операторов – «в обрез». Дополнительное финансирование данных мероприятий находится под большим вопросом. Поднимать тарифы в сегодняшних условиях вряд ли кто позволит. В итоге операторы будут стараться избавиться от ТКО путём привычного вывоза максимальных объёмов на свалку. Это действие привычно, понятно и предсказуемо оплачиваемо. В то время, как уменьшение объёма вывоза должно привести к уменьшению тарифа, то есть – к уменьшению рентабельности для оператора.

По-видимому, давая подобные поручения, стоит внимательнее разобраться в проблеме и предлагать более комплексные решения. Например, ввести в рассмотрение понятия «вторичное сырьё» и разделить его массы с ТКО, ибо это – совершенно разные понятия и сбор их должен проводиться раздельно. Возможно, стоит внести корректировки в закон 89-Ф3, добавив в него главу о вторичном сырье.

Для работы с вторсырьём следует привлекать инвесторов, готовых строить рециклинговые заводы. Необходимо включить эту деятельность в состав федеральных проектов и программ.

Стоит также внести коррективы в содержательную деятельность Публичной Правовой Компании Российский Экологический Оператор, которая превратилась в предприятие, обслуживающее интересы операторов (частных компаний), а не общества и государства.

Для понимания масштаба отрасли, поясню: в неё входят около 500 рециклинговых заводов, более 10 000 крупных заготовителей, более 15 000 свалок, 147 000 000 отходообразователей и не менее 1 000 000 000 000 (одного триллиона рублей), что составляет от 1% до 3% ВВП.

Речь должна идти о создании в отрасли экономики замкнутого цикла. Нового экономического уклада, который уж точно не должен состоять из простейшей схемы – «оператор – тариф – свалка».

Анна Рыбалова, экологический эксперт партии ЗА ПРАВДУ, напомнила, что в рамках Экологического партийного проекта, выдвинут ряд инициатив, в том числе и по работе с отходами. В частности активисты проекта заняты выявлением незаконных или незарегистрированных мусорных полигонов и стихийных свалок.

- В качестве «пробного шара», - сообщает эксперт, - в Калужской области был создан интерактивный проект «Карта чистых рек», на которой неравнодушные граждане могут самостоятельно отмечать нарушения в области экологии. «Карта» уже зарекомендовала себя как действенный способ борьбы с возникающими проблемами. Активисты экологического проекта партии ЗА ПРАВДУ не просто выявляют загрязнения и места скопления отходов, но и организовывают субботники по их ликвидации. Также партийные эксперты выступают в качестве консультантов по раздельному сбору, сортировке отходов и заготовке вторсырья. Создаются методические рекомендации, организовываются вебинары.

В странах, где к решению экологических проблем приступили гораздо раньше, переработке придаётся огромное значение. Заводы, зачастую расположенные едва ли не в центре европейских столиц, не только сжигают и перерабатывают мусор, но также являются и туристическими достопримечательностями.

По мнению Соднома Будатарова, основателя и руководителя экспертной группы Wasteconsulting, руководителя Лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла Института государственной службы и управления РАНХ и ГС, главным бенефициаром реформы должны стать именно рециклинговые заводы, а не региональные операторы, которые «по-старинке» лишь собирают мусор и вывозят его на полигоны.

- Мы часто консультируемся с нашими коллегами из других стран, - поясняет Содном Будатаров, - опыт готовых полезен для анализа их ошибок и достижений. Например, в Финляндии мусорной проблемой занимаются муниципалитеты, в то время как у нас создаётся неповоротливый и самоуверенный монополист, аффилированный с региональной властью. Естественно, подобное решение убьёт всякое подобие конкуренции, не создавая ничего взамен. В результате подобной «реформы» ситуация существенно ухудшилась. Тарифы выросли, что вызвало недовольство населенияи, как следствие – рост социального напряжения, а мусор как везли на свалки, так и везут.

Реальным выходом из создавшегося тупика эксперт также считает увеличение количества рециклинговых предприятий и развитие заготовительной инфраструктуры (пунктов приёма вторсырья).

- Считается, - возмущается наш собеседник, - что население не готово к сознательной сдаче вторсырья. Но это – миф. Ведь в советское время подобные действия привлекали огромное количество сознательных граждан. Мы всё это ещё помним и умеем. Озабоченность экологической ситуацией, кстати, сейчас гораздо выше, нежели это было тридцать лет назад. Просто заготовительные пункты вынесены на самые дальние окраины, добраться до которых чрезвычайно сложно. Так что, необходимо лишь предоставить комфортные условия для сдачи вторичного сырья, и всё вернётся на круги своя.

В нынешних условиях очень эффективно работает связка аккумуляторных заводов и станций техобслуживания. Это – идеальная схема взаимоотношений между рециклингом и заготовителем.

Средства на обустройство заготовительной инфраструктуры, по мнению Соднома Будатарова, можно изыскать и без привлечения бюджетных средств. Для этого необходимо ввести полный (100%) экологический сбор на производителей тары и упаковки. На сегодняшний день сборы с подобных предприятий составляют около двух миллиардов рублей, тогда как, по подсчётам, эта цифра вполне может достигать не меньше 100 миллиардов рублей ежегодно.

1.0x