Сообщество «Салон» 00:00 27 августа 2015

Мульт нон-стоп

Факт того, что мультфильмы продолжают считаться инфантильной медиа, не отменяет их привлекательности для самого разного круга людей. В подтверждение этого стоит упомянуть, что рекламщики часто прибегают к средствам мультипликации при создании роликов. Фестиваль "Потолок 2015" предлагает взглянуть на свежие короткометражные анимационные ленты, лично отобранные куратором проекта Марией Терещенко. Мультфильмы прибыли в Москву со всех концов света, они созданы молодыми аниматорами, зачастую выпускниками профильных учебных заведений. Возможно, в будущем некоторые из имён фестиваля станут всемирно известными.

Вот и подходит к концу очередное лето. Многие москвичи еще не успели вернуться из отпусков, поэтому вагоны метро кажутся более пустынными, чем в осенние, зимние и весенние будни. Деревья пока что остаются зелёными, и может даже сложиться впечатление, что осени не будет вовсе. Правда, дни, ставшие уже слишком короткими, свидетельствуют об обратном. Пока москвичи и гости столицы прохаживаются по улицам, бульварам и скверам, ловя последние порывы тёплого ветра и будто бы не замечая катастрофического пике курса российской валюты, в галерее на Солянке идёт фестиваль "Потолок 2015", посвящённый высшим достижениям молодой анимации со всего света, который продлится до 14 сентября.

Вряд ли фраза о том, что действие магии мультфильмов на себе прочувствовал каждый, будет преувеличением. Для кого-то увлечение анимацией закончилось вместе с детством, кто-то даже в преклонном возрасте продолжает ценить шарм созданных художниками образов, миров и персонажей. Среди поклонников мультфильмов встречаются те, кто терпеть не могут кукольные ленты, и при этом обожают метод перекладки, или, например, суровые ценители, предпочитающие только арт-хаусную мультипликацию, полностью расшифровать которую невозможно даже после нескольких просмотров.

Факт того, что мультфильмы продолжают считаться инфантильной медиа, не отменяет их привлекательности для самого разного круга людей. В подтверждение этого стоит упомянуть, что рекламщики часто прибегают к средствам мультипликации при создании роликов. Фестиваль "Потолок 2015" предлагает взглянуть на свежие короткометражные анимационные ленты, лично отобранные куратором проекта Марией Терещенко. Мультфильмы прибыли в Москву со всех концов света, они созданы молодыми аниматорами, зачастую выпускниками профильных учебных заведений. Возможно, в будущем некоторые из имён фестиваля станут всемирно известными.

Галерея на Солянке занимает дом, который был построен в начале ХХ века. Это здание в стиле неоклассицизма довольно необычно по своей компоновке, так как в задачи архитекторов входило застроить площадку нестандартной конфигурации. В результате галерея обладает двумя обширными площадками. Стены той, что находится на втором этаже, выкрашены в белый, а той, что находится под землёй, — в чёрный цвет. Сам фестиваль "Потолок 2015" организован бесхитростно, по давно обкатанной схеме. Большая часть выставочных пространств занята жидкокристаллическими панелями, к которым подсоединено по две пары наушников. Перед экранами имеются стулья или ставшие привычными кресла-мешки. Гости мероприятия перемещаются от одной светящийся плоскости к другой. Если происходящее на мониторах цепляет их внимание, они останавливаются, надевают наушники и приступают к потреблению мультипликационного контента. Мультфильмы на экранах идут один за другим без остановок — поэтому, если вы подоспели к середине заинтересовавшей вас ленты, вам придётся сначала досмотреть её, потом высидеть следующую (как правило, несколько) и только после этого увидеть начало.

В затемнённых выставочных залах есть и крупные экраны с проекторами. Звук на таких показах выводится динамиками, поэтому гремит окрест и в некоторые моменты, вырванный из контекста, может даже обескуражить неподготовленных посетителей. Самый большой экран, перед которым выстроены ряды складных стульев — как в кинотеатре, отдан детским мультфильмам, и это подчёркивает в целом весьма позитивный и лёгкий настрой фестиваля "Потолок 2015".

Проверенное временем решение в организации действа обкатано и не вызывает значительных нареканий: как правило, посетителей не так много, чтобы они ощутили острую нехватку наушников и зрительных мест, но чисто гипотетически было бы интересно увидеть какой-нибудь новый подход. К примеру, зритель с помощью тач-панели мог бы выбирать нужный мультфильм и не ждать прокрутки на экране всего подготовленного организаторами цикла.

Все ленты переведены на русский и озвучены. Общая длительность анимационных материалов "Потолка 2015" составляет около пяти часов. Поэтому, если вы решили увидеть всё до последней секунды, придётся заранее спланировать свой поход. Галерея на Солянке работает во все дни недели, кроме понедельника.

По итогам фестиваля будут выбраны победители. В голосовании принимают участие зрители. На входе каждый получает анкету, разделённую на следующие категории: Западная и Центральная Европа, Восточная Европа, Азия, Австралия и Новая Зеландия, Северная и Южная Америка. В каждой категории выписаны все соответствующие ей мультфильмы. Зрители могут голосовать только за одну ленту в блоке. Заполненный опросник отправляется в специальную урну.

В целом фестиваль "Потолок 2015" представляет собой показательный срез того, как готовят аниматоров в разных частях света. С Западной и Центральной Европой всё ясно — здесь найдут своего инвестора и зрителя практически любые мультфильмы, даже самые нестандартные. Большая часть авторской и фестивальной анимации производится именно в данном регионе и может даже сложиться впечатление, что вся западноевропейская анимационная индустрия заточена под производство арт-хауса. В США значительную роль играет коммерция. Даже авторская анимация производится с целью охвата как можно более широкого круга зрителей. Так, лента Кристиана Ларрейва "У пони Лесли отличный день" вполне могла бы стать очередным вирусным роликом на YouTube. Канада также весьма и весьма дружественна к независимым и нестандартным аниматорам. В других частях света людям, избравшим путь создателей мультфильмов, приходится искать способы выживания. Им либо суждено производить рекламные ролики до конца дней, либо необходимо каким-то образом прославить собственное имя, чтобы тем самым обрести финансовую независимость. Многие работы фестиваля созданы в рамках учебных программ или выпускных проектов, для нового поколения аниматоров это тот шанс заявить о себе, который невозможно упустить. Как сказано в сопроводительном тексте, аниматоры, не уверенные в собственном будущем, начинают тяготеть к мрачности.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x