Сообщество «Форум» 18:08 12 декабря 2020

«Мученики совести» или «сыны погибели»?

Встреча с историком и писателем Георгием Павленко на Радио «Радонеж»

На заставке:

1. Живое общение

2. Вопросы от слушателей

Радио «Радонеж» - старейшая православно-патриотическая станция вещания в новейшей истории России, и слушают её по всему миру. Одна из постоянных тем эфира – поиск причин той апостасии, отпада от христианства, произошедшего во всех социальных слоях страны, приведшего к катастрофе 17-го года, Гражданской войне, ГУЛАГу и голодоморам, мордовским лагерям и отсутствию политических и духовных свобод.

Безусловно, что один из истоков этой трагедии следует искать в движении т.н. «декабристов», восстанию которых на Сенатской площади вот-вот исполнится 195 лет! 10 декабря с.г. в прямом эфире на Радио «Радонеж» состоялась встреча ведущей радонежских программ, замечательной русской поэтессы Нины Васильевны Карташёвой с писателем и историком, постоянным автором сайта «Завтра» Георгием Владимировичем Павленко. Непосредственным поводом стал выход в свет уже третьего издания, исправленного и дополненного, книги «Зима на Сенатской площади», но разговор, разумеется, вышел за рамки обсуждения конкретной книги, и коснулся широкого круга проблем современного российского общества.

Практически все очерки книги, (в «сайтовской» редакции), знакомы нашим постоянным читателям, и нет нужды в их пересказе, проще зайти на страницу Автора и их перечитать. А вот его ответ на традиционный для подобных встреч вопрос о том, как начиналась эта книга и что послужило толчком к её написанию, хотелось бы здесь воспроизвести.

Г.П.: «Направляясь сегодня к вам на эфир, я вспомнил высказывание Владыки Василия Родзянко (епископа Православной церкви в Америке, 1915-1999) по поводу различных благополучных стечений обстоятельств и чудесных совпадений (а их в жизни у Владыки было предостаточно!) – «Когда я перестаю молиться, то и совпадения прекращаются».

И вспомнил я эти слова потому, что ровно 30 лет назад я поднимался по этим же ступеням тогдашнего Гостелерадио СССР и следовал в кабинет ни много ни мало – секретаря парткома Редакции Иновещания Георгия Валентиновича Вирена, писателя, журналиста, впоследствии Главного редактора Выпуска новостей «Интерфакса», заслуженного работника культуры Российской Федерации. И, кстати, племянника профессора Веры фон Вирен, которую люди старшего поколения хорошо помнят, как идеолога и организатора весной 1990 года фестиваля «Русская Америка». Тот фестиваль поднял в своё время патриотическую волну среди наших соотечественников. В том же году, например, появился хит группы «Любе» «Не валяй д....а, Америка»...

С Егором мы занимались в одной литературной студии «Сокольники», и он пригласил меня на передачу, обращённую, прежде всего к русскоязычным слушателям зарубежья. Мы прошли с ним в студию, может быть, даже в эту, где мы сейчас с вами находимся, и тема нашего прямого эфира, что в то время являлось большой редкостью, была посвящена созданию и становлению тогда ещё Всесоюзного (ныне – Международного) Фонда славянской письменности и славянских культур (с 11 марта 1989 г.), расцвет деятельности которого тесно связан с именем замечательного скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова (1939-2006).

Я поведал нашим «международным» слушателям о первых празднествах Дня славянской письменности и культуры у нас в стране, рассказал о начале возрождения Марфо-Мариинской обители, которая находится здесь неподалёку, и может быть даже видна с верхних этажей «Дома Радио», и в частности, об установке памятника основательнице обители Великой княгине Елизавете Фёдоровне работы скульптора Вячеслава Клыкова во дворе монастыря, а также и о первых номерах газеты Фонда - «Славянский вестник».

Газета выпускалась тогда ещё молодыми соработниками А.А. Проханова, сотрудниками журнала «Советская литература на иностранных языках», который Александр Андреевич возглавлял как раз с 1989 по 1991 гг., Вячеславом Огрызко и Сергеем Фоминым.

Вячеслава Вячеславовича мы знаем и как писателя, и как литературного критика, зам. Главного редактора журнала «Наш современник», как раз в период наибольшей популярности этого издания, ныне он – главный редактор газеты «Литературная Россия». Ну, а Сергея Владимировича представлять нашим православным слушателям, я полагаю, нет особой надобности. Его имя стало широко известно после выхода в свет составленного им сборника пророчеств «Россия перед Вторым Пришествием», и выдержавшего с тех пор целый ряд переизданий, он и составитель, и редактор, и комментатор целого ряда опубликованных трудов Святых Отцев.

А тогда я принёс в студию первые номера нашей газеты, вот они и сегодня со мной...

С первого же номера «Славянского вестника» я был его корреспондентом, и даже направлялся от него в командировки. Так, во втором номере опубликован мой отчёт о поездке во Львов, где в то время прямо на улицах города и у православных храмов происходили столкновения с униатами, и где писателем Сергеем Сокуровым было создано «Русское общество им. А.С. Пушкина». Кстати, с Сергеем Анатольевичем, который живёт теперь с семьёй в наукограде Реутов и которому в этом году исполнилось 80 лет, на сайте электронной газеты «Завтра» мы организовали сообщество «Царёва дружина», и в рамках этого сообщества были опубликованы многие очерки из книги «Зима на Сенатской площади».

Так вот, мы наконец приближаемся к ответу на поставленный вопрос: в третьем номере «Славянского вестника» за ноябрь 1990 года был опубликован мой небольшой очерк «Достояние памяти. Осенняя прогулка по Донскому монастырю».

Сколько себя помню, я всегда восторгался поэзий А.С. Пушкина, многое знал наизусть, позднее меня живо интересовала личность поэта, его судьба, и, наконец, я осмыслил Пушкина и как историка, и как философа, и как историософа...

Моя любовь к поэту, интерес к его окружению, прежде всего к творческому, привели меня в Некрополь Донского монастыря. Из всех московских кладбищ Донской некрополь самый, что называется, «пушкинский»! Судите сами – в нём похоронены дед и бабка поэта, обе его тётки и знаменитый дядя - поэт Василий Львович, его кузины; на территории Донского кладбища похоронена старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг. В Некрополе - его предшественники на поэтическом Олимпе - поэты Майков Василий Иванович (1728-1778), не путать с Аполлоном Майковым (1821-1897), И.И. Дмитриев. Ближайшие друзья поэта – Чаадаев, Соболевский, В.А. Соллогуб, Смирнова-Россет, В.Ф. Одоевский и многие другие. Похоронен поддерживавший приятельские отношения с поэтом крупнейший государственный деятель николаевской эпохи граф П.Д. Киселёв. Похоронены некоторые декабристы, с которыми поэт был более или менее знаком.

Результатом моей работы стала книга очерков ««Пушкинская тропа» Донского монастыря», вышедшая в конце прошлого года в московском издательстве «Самотёка», и второе издание которой должно появиться в самом начале года наступающего.

Собирая материалы для статей о Чаадаеве, Киселёве, о декабристах, я, разумеется, стал погружаться в тему «декабризма», причём, тот ореол, который как бы окружал деятелей тайных обществ ещё с советских времён, стал постепенно тускнеть, а потом и вовсе первоначальный плюс в их восприятии изменился на минус. Именно в период той работы началось осмысление самого противостояния между Правительством Империи и дворянской, прежде всего – офицерской оппозицией, выплеснувшегося однажды на Сенатскую площадь и приведшего к военной операции на Украине.

К тому времени, когда большая часть очерков в черне была уже завершена, (а работал я медленно, для меня писательство носило любительский характер, обязательств перед издательствами и толстыми журналами у меня не было), в СМИ стали появляться не апологетические, а критические материалы о декабристах, с которыми я, разумеется, так же детально знакомился.

Нужно сказать, что эта критика сводилась, как бы, к двум основным направлениям. Прежде всего подчёркивалось, что все тайные общества выросли в России из, скажем так, «масонского фартука», назовём это обвинение «онтологическим», а во-вторых, декабристов обвиняли в измене присяге, в том, как они вели себя на допросах, малодушничали, то есть в поступках этического характера. Все эти обвинения совершенно оправданы! Практически все члены тайных обществ первоначально были членами масонских лож, именно ложи стали питательной средой для ячеек дворянских революционеров».

Далее Георгий Владимирович напомнил слушателям о ранних преддекабристских организациях, об их развитии и метаморфозах, и непосредственно подошёл к Южному и Северному тайным обществам. И главный упор был им сделан на программных документах декабристов: «Русской Правде» П.И. Пестеля, т.н. «Конституции» Н.М. Муравьёва и на записке князя С.П. Трубецкого с планом восстания.

Книга, написанная на основе изучения этих конкретных документов, безусловно доказывает (и в значительной степени это удалось донести и до слушателей эфира), что, согласно справедливому утверждению В.И. Ленина, вопросом любой революции является вопрос о власти, а потому и «дворянская революция» прежде всего ставила своей целью не освобождение крестьянства, не дарование народу либеральных свобод, а замену самодержавия либо на конституционную монархию под протекторатом аристократической верхушки, либо дворянскую республику во главе с вождями-узурпаторами. В обоих документах освобождение планировалось в длительной перспективе и за крестьянами собирались оставить лишь их приусадебные участки. «Русская правда» Пестеля вообще являлась архи-утопическим документом, её автор ратовал за полное «обрусение» всех народов, населяющих Россию, его в равной степени не устраивали ни феодализм, ни капитализм. Россия – по Пестелю – должна была представлять из себя единый без-национальный, бесклассовый концлагерь с равными правами и возможностями для всех, что фактически означало отсутствие всех прав при наличии обязательных и принудительных работ. Никаких конкретных путей к полному отказу от национальностей, от всех видов собственности, от банковской деятельности и торговых оборотов, Пестель не предлагал. Он, собственно, и успел за несколько лет написать всего лишь половину своей «Правды», однако, в этом, усечённом виде, за отсутствием других «руководящих» документов, она было принята членами Южного тайного общества и петербургской группой Рылеева как программа действия!

Последствия нам известны. Но главный вывод, который делает Георгий Павленко, состоит не в том, что выступление было плохо подготовлено, основано на лжи – о якобы узурпации власти Николаем Павловичем и ущемлении прав законного наследника престола – Цесаревича Константина, и в итоге – подавлено. Нет. Главный вывод иной! Проанализировав деятельность Императоров Павла Первого и Александра Первого, а также наследовавшего им Николая Первого, в деле облегчения участи крепостного крестьянства и в конечном счёте их полного освобождения, Георгий Владимирович утверждает: «Взвешенный подход царского правительства в решении крестьянского вопроса, позволил провести Реформу 1861 года с минимальными рисками народных возмущений; крестьян в обязательном порядке освобождали с землёй, полностью оставляя им приусадебные участки и оделяя их земельными наделами, но и помещики не оставались без средств к существованию, была продумана система соответствующих компенсаций, мотивирован переход от занятий сельским хозяйством к фабричному производству. В результате подготовки к проведению Реформы, осуществлённой министром государственных имуществ графом П.Д. Киселевым, количество крестьян, находящихся к 1861 году непосредственно в помещичьей собственности, сократилось до 35%, причём из них 70% находилось в откупах, а во многих регионах страны крепостного права уже не существовало. На фоне многоплановой и ответственной работы правительственных комиссий по отмене крепостного права, законотворческой работы Императоров, Госсовета и Сената, деятельность тайных обществ, как «теоретическая», так и «практическая» (почти никто из декабристов не воспользовался известным Указом Императора Александра I «О вольных хлебопашцах» и собственных крестьян не освободил), выглядела абсолютно бесперспективной, чреватой народными восстаниями, помещичьим саботажем и дворянскими возмущениями!»

В конце эфира слушателям (и зрителям!) были представлены книги Георгия Владимировича – только что вышедшее из печати литературно-художественное издание «Никольские храмы как вехи русской истории» и подготовленное к выпуску второе издание книги ««Пушкинская тропа» Донского монастыря», а также первый номер альманаха Русской Мысли «Das Russentum» («Русскость») со статьёй Г. Павленко о П.Я. Чаадаеве, и книга памяти известного общественно-политического деятеля, геополитика С.А. Шатохина. (Кстати, среди авторов этой книги, наряду с Георгием Павленко, и ведущая вечера – Нина Васильевна Карташёва, поместившая в ней и свои воспоминаниями о Сергее Антоновиче, и «Поэтический венок» в его честь!) Приобрести указанные издания можно в магазине редкой книги «Русская деревня» по адресу: Москва, ул. Рождественка, дом 12, фойе Института Востоковедения РАН или на Книжной ярмарке близ ВДНХ, павильон № 43 издательства «Самотёка» Международного Издательского Дома «Осознание». Тиражи книг невелики, но постоянно допечатываются, а потому желательно предварительно справляться об их наличии на соответствующих сайтах (в ин-те достаточно просто набрать либо «Книжный магазин «Русская деревня»», либо «Издательство Самотёка»). Желающие просмотреть указанную передачу могут пройти в инете по следующей ссылке - https://www.youtube.com/watch?v=qylcFmfz1NQ

Cообщество
«Форум»
29 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x