Сообщество «Салон» 00:00 15 августа 2013

Можно поиграть?

Вокруг Мультимедиа-Арт-Музея идёт перестройка исторических зданий. От дома остаётся только фасад, а всё нутро изымается, как семена из разрезанной дыни. Сквозь дыры окон внутри этой исторической скорлупки виднеются пустыри, заваленные столетними кирпичами, мешки цемента, иногда там вырастают подъёмные краны. Здание Мультимедиа-Арт-Музея тоже пережило подобный процесс

Вокруг Мультимедиа-Арт-Музея идёт перестройка исторических зданий. От дома остаётся только фасад, а всё нутро изымается, как семена из разрезанной дыни. Сквозь дыры окон внутри этой исторической скорлупки виднеются пустыри, заваленные столетними кирпичами, мешки цемента, иногда там вырастают подъёмные краны. Здание Мультимедиа-Арт-Музея тоже пережило подобный процесс. Теперь прямо над исторической стеной высится стеклянная конструкция, внутри музея — пять этажей и обширный подвал. Там всегда проходит несколько выставок одновременно. Сейчас среди них можно отыскать "Playtime. Мифология видеоигр", которая продлится до 8 сентября.
Неизвестно сколько ещё пройдёт времени, прежде чем видеоигры избавятся от клейма инфантильности. Причём, как оказывается, на ситуацию не влияют ни выручки игровой индустрии, превысившие в 2008 году показатели Голливуда, ни возрастные рейтинги многих игровых блокбастеров, сообщающие, что эта "игрушка" лишь для лиц старше восемнадцати. Выставка Playtime интересна тем, что, в общем-то, относится к видеоиграм серьёзно. И делает это без иронии или особых усилий со стороны организаторов. Все объекты помещены в точно таких же комнатах с белыми стенами, как и, например, фотографии или картины этажами ниже. Никакой громкой подростковой музыки, кислотных цветов или баннеров с рекламой энергетических напитков. Никаких приписок, пытающихся интерпретировать художественную ценность игры методами других медиа. Ну а со своей стороны игры не подкачали — вполне себе самобытные арт-объекты.
Я опасался, что "Playtime. Мифология видеоигр" окажется набором изображений, плакатов, быть может, роликов или статуэток. Ничего из этого по-настоящему не имеет отношения к видеоиграм, а точнее, к сердцевине этого вида искусства. А в сердце видеоигры — опыт, который игрок получает в процессе. То есть плакатами объяснять суть игры — это действительно всё равно, что танцевать об архитектуре, перформанс может оказаться интересным, но, как говорится, на любителя. На выставке Playtime в игры можно играть.


Смысл игры — в процессе. Возможно, слово, которым обозначается этот продукт, когда-то давно было избрано неверно, но теперь оно прилипло намертво. И если мы используем понятие "видеоигра", то скорее следует мыслить не критериями классических игр с победителем и проигравшим, а рассуждать, используя такие словосочетания, как "игра на инструменте", "социальные игры", "литературные игры", "игры разума". На этот счёт существует даже инсайдерский анекдот: вечер, сын засел играть, дверь открывает отец, наблюдает какое-то время, а потом спрашивает: "Ну, как, сынок, выигрываешь?". Победа не исключается из видеоигры, есть сотни многопользовательских продуктов, построенных вокруг борьбы команд, состоящих из реальных игроков. По результатам матча всегда есть победители и проигравшие, но основной фокус всей медиа действительно на участии.
Playtime точно не является экскурсом в историю игровой индустрии или альманахом новинок. Она не замахивается на то, чтобы стать экспозицией "всего обо всём". Это не попытка "заглянуть в будущее" и не соло на струнах душевной ностальгии людей, которых видеоигры окружали с раннего детства. Playtime не очень масштабна, она занимает два этажа, но в ней не так уж и много экспонатов. Будто бы это не первая выставка подобного рода. Будто бы в экспозиции, посвящённой видеоиграм, нет ничего особенного. Будто бы такие проводятся чуть ли не регулярно. С другой стороны, Playtime не сфокусирована. Кажется, что набирали материалы из разных источников и потом получили определённый результат. На этом фоне мне показалось, что если бы арт-выставки, посвящённые видеоиграм, действительно стали трендом (пусть сколь угодно малым), то было бы здорово увидеть углублённую экспозицию, рассказывающую, например, историю какой-нибудь известной игровой серии. Почти у каждой именитой франшизы есть, что показать.
На выставке Playtime можно сыграть в Quake, в ICO, в GTA IV, в обласканную критиками Journey, в ставший неожиданно успешным Minecraft. Впрочем, всё это можно проделать и у себя дома, в обстановке спокойствия и комфорта. Но публичная игровая сессия в настоящем музее определённо делает игрока, сопричастным с культурным процессом чуть ли не мировых масштабов. Одно дело смотреть фильм на экране личного телевизора, другое — в рамках кинофестиваля.
Безусловно, Playtime пытается показать, что такое видеоигра. И в принципе, человек, далёкий от цифровых развлечений, может многое для себя почерпнуть, что самое важное — на практике, с контролером в руках. Но есть и экспонаты, которым удивятся даже бывалые игроки. Например, показан проект "Процедурный город", созданный швейцарской компанией Procedural. Специальный сканер считывает ваш отпечаток пальца, и компьютер, на его основе буквально на ваших глазах создаётся город, в котором линии отпечатка — это улицы и районы, реки и мосты, дома и дороги.
Есть раздел проектов, которые к видеоиграм я бы не отнёс. Скорее это уже augmented reality или дополненная, расширенная реальность. Здесь люди играют в реальном мире, выполняют некие задания, например, фотографируя окна или крышки канализационных люков на камеру смартфона, чтобы продвинутся дальше и сбежать из воображаемой тюрьмы. Может существовать и мастер игры, который будет создавать для участников определённые задания, например, найти книжный магазин в незнакомом районе или городе, пройти маршрут с минимальным расстоянием, быстрее всех добраться из точки А в точку Б. Тут может быть несколько команд и они могут соревноваться.
Хотели мы того или нет, видеоигры стали частью современной жизни. Многие видят в них прямую угрозу существованию человечества, что, на мой взгляд, является преувеличением. Другие прогнозируют ещё большую интеграцию игрока в мир игры с последующей полной заменой реальности на вымышленное цифровое бытие. Но в подобном ключе когда-то рассуждали и о кино. Но, как и кино, которое уже больше ста лет по-прежнему демонстрируют на экране, видеоигра на сегодняшний день обрела определённый формат, определённые рамки. Ознакомиться и даже соприкоснуться с ними можно на выставке Playtime.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x