Сообщество «Форум» 00:33 6 июня 2021

МОЖЕТ ЛИ ПРИЕМНАЯ МАТЬ СТАТЬ РОДНОЙ?

О проблеме воспитания беспризорных детей в детском доме и приемных семьях.
26

Проблема воспитания и устройства беспризорных детей, детей-сирот и оставшихся без попечения близких людей и родителей - одна из самых важных и болезненных в настоящее время в нашей стране. Особенно беспокоит тот факт, что их число не уменьшается, а все больше увеличивается. Как утверждают эксперты, эта цифра составляет сегодня 5 млн беспризорников, что больше, чем после Гражданской и Великой Отечественной войн вместе взятых. Таких детей устраивают либо в детские дома, либо в приемные семьи.

Естественно, у многих из нас возникает вопрос, где же лучше ребенку, в детском доме или в приемной семье? И здесь мнения расходятся. Кто-то считает, что в семье ребенку все же лучше, чем в детском доме, а кто-то наоборот. Но коль скоро биологические родители не могут растить и воспитывать своих детей на должном уровне, их следует у них отнять и устроить в приюты, детские учреждения либо в приемные семьи. Отбираются дети у алкоголиков, наркоманов, у опустившихся на дно жизни людей. Однако нередки случаи, когда отнимают детей у любящих, но мало обеспеченных родителей, у одиноких матерей. Представители комиссии по несовершеннолетним, проверяя условия проживания ребенка, заглядывают в холодильники. Если там не оказалось определенного набора продуктов, например, апельсинов, мяса, то дитя устраивается в детский дом, а в дальнейшем к приемным родителям.

Правильно ли это? И стоит ли так жестоко отнимать у живых и любящих родителей их детей? Не лучше ли и справедливее будет, если государство станет оказывать действенную помощь неблагополучным и малообеспеченным семьям, родителям, попавшим в трудные жизненные ситуации, активнее бороться с алкоголизмом и наркоманией, безработицей и бомжеванием. Тогда реже или вовсе не придется отнимать детей у матерей, лишать их родительских прав. Ведь никто не может заменить и дать ребенку больше душевного тепла, чем родная мать.

А всегда ли хорошо бывает ребенку в приемной семье? Ведь известно немало случаев, когда приемные родители и за рубежом, и у нас в стране, не справляясь с воспитанием, нередко подвергали приемных детей жестоким наказаниям и истязаниям, вплоть до смертного исхода. К тому же есть немало примеров, когда некоторые семьи берут на воспитание более десяти и даже до двадцати детей. Однако не факт, что усыновляя и беря на воспитание столько чужих детей, они смогут дать для их развития то же, что квалифицированные воспитатели с педагогическим образованием в детском доме, интернате, где создаются все условия для всестороннего развития подростков. Это всевозможные кружки, музыкальные занятия, спортивные секции и так далее. И во всякой ли приемной семье будут заботиться о всестороннем развитии ребенка, устраивать его в кружки, секции, музыкальную школу и так далее?

Но самое главное, на мой взгляд, сможет ли приемная мать стать родной для усыновленных или взятых на попечительство детей?

Вот одно из мнений некоей М.:

«Как это ни прискорбно звучит, но, по-моему, родная мать и приёмная мать как молоко и молокозаменитель. И в этом нет ничего ни обидного, ни страшного. Надо просто воспринимать это как данность. Особенно, если ребёнок уже имеет опыт общения с родной матерью (пусть и небольшой, пусть и негативный). Зов крови побеждает, и родной матери многое прощается, но приемной нет».

А вот, что сказала приемная мама Е. со стажем", вырастившая многих приемных детей:

"Вы никогда не станете для приемного ребенка РОДНОЙ мамой, вы будете для него КАК РОДНАЯ. С родной ребенку все равно лучше…»

Также мама Любовь Белянина откровенно призналась на своей страничке, что она против усыновления:

«У меня двое детей – сын и дочь. И в тот момент, когда я родила первого ребёнка, четко осознала, что между своими и чужими детьми есть огромная пропасть, и что никогда не смогла бы полюбить чужого ребёнка так, как своего. Есть такое высказывание: «Чужих детей не бывает», но я с ним согласна лишь частично. Оценивая свой личный опыт, могу сказать, что до появления своего ребёнка относилась к детям прохладно, они не вызывали бурного умиления, восторга, желания потискать и поиграть. Сейчас же я с большим трепетом и теплом отношусь к детям в принципе, однако точно могу сказать, что ни одного ребёнка не смогу полюбить так же сильно, как своих… Мне нравится, что мои дети похожи на меня и на моего мужа. И речь идет не только о внешних сходствах, но и о чертах характера, привычках родных детей, то есть, они в целом очень похожи на нас. Если говорить о ребёнке, которого ты берёшь из детского дома, то, безусловно, у него появятся приобретённые черты и он будет в чём-то похож на вас, но всё-таки личные качества в большей степени задаются на генетическом уровне и искать какое-то сходство будет вполне проблематично».

«Все мы знаем, какие сейчас условия в детских домах. Но и приемные родители зачастую ради детских пособий прикидываются приличными людьми, а получив ребенка и не найдя с ним общего языка, начинают избивать его. Так что этот вопрос спорный», - считают одни.

«И почему все думают, что в детских домах детям может быть только плохо, что там весь персонал – бездушные роботы, которые детей ненавидят? – считают другие. - Если руководителю, директору, воспитателям удается создать положительную атмосферу, сплотить детей, взрастить в их душах лучшие чувства, любовь, доброту, научить их не пасовать перед будущими трудностями самостоятельной жизни - чем же это плохо?»

В таких детских домах и школах-интернатах ребят приучают к труду, обучают их бытовым навыкам, убирать за собой, мыть полы, стирать, гладить и даже штопать свои личные вещи, девочек знакомят с кулинарным, а мальчиков со столярным делом и так далее. Могу уверить вас, дорогие читатели, что лично я сама воспитывалась с 5-го по 9-ый класс в подобном детском доме, а с 10-го по 11-ый класс в связи с расформированием нашего детского дома - в Сафоновской школе-интернате Смоленской области. Именно там нас, девочек, научили кроить и шить на электрической и ножной машинках для себя одежду, платья, юбки, блузки. Мальчиков обучали столярному делу, вождению. Многие воспитанники занимались разными видами спорта, в том числе лыжным и велогонками, имели не только юношеские, но уже и взрослые разряды. С успехом выступали на городских и зональных соревнованиях.

Да, дисциплина и распорядок дня у нас были строгими. Подъем, зарядка, легкие утренние пробежки, в определенное время завтрак, обед и ужин. Конечно, в 1-ю смену уроки, а во вторую в том же классе выполнение домашних заданий, после подготовки которых отправлялись в свои кружки, спортивные секции. В одно и то же вечернее время отбой и сон. И почти никто не потерялся в жизни. Многие поступили в вузы, получили высшее образование и обрели хорошие специальности.

Но, как бы то ни было, не стоит спорить, что ребенку все же лучше воспитываться, расти, мужать не в детском доме, не у приемных родителей, а в родной семье. И нельзя походя отнимать ребенка у матери, отца только потому, что в холодильнике не было в этот раз апельсина или какого-либо экзотического фрукта.

Ведь нет на земле для человека никого роднее и ближе матери. И, как сказал великий критик В.Г.Белинский, «нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
6 июня 2021 в 10:18

Добрый день! Родную МАМУ не заменит никто! Это бесспорно, но жизнь многообразна и непредсказуема, и вариантов семейного счастья и воспитания детей бесчисленное множество! С некоторыми воспитанниками детских домов приходилось вместе работать. С теми, с кем приходилось общаться лично ребята замечательные. Воспитанные, получили высшее образование, овладели профессиями. У многих уже свои семьи, в которых по два-три ребёнка. Совсем недавно звонил один из них, Денис. У него родилась третья девочка. Благодарил меня, но только за что? Эту ему спасибо надо сказать! Замечательный парень. Уверен, что такие ребята никогда не свернут с верного курса!
Уважаемая Людмила! Вы как всегда совершенно верно уловили очень важную и актуальную тему! Низкий Вам поклон за это!
С уважением и благодарностью, А.Штибин

6 июня 2021 в 11:06

Уважаемый Александр, большое Вам спасибо за прекрасный, дополняющий мою маленькую публикацию отзыв, за понимание поднятой в ней проблемы.

6 июня 2021 в 11:30

Конечно позор, в мирное время, иметь столько беспризорных детей. А ювенальная юстиция, вместо помощи, часто наоборот вредит, передавая детей в чужие семьи или детдома. Наша страна настолько обюрократилась, что главным стало формальное исполнение своих обязанностей, а не достижение реальной цели, если она не приносит дивиденды исполнителю.

6 июня 2021 в 11:45

Валерий
Журавлев
Да, уважаемый Валерий! Вы безусловно правы!

6 июня 2021 в 11:53

Уважаемый Валерий, деградация института семьи стала настоящей социальной проблемой, что происходит вследствие материальной несостоятельности, отсутствия перспективы улучшения положения в будущем в таких семьях. А страдают от этого дети.
Спасибо, что не обошли вниманием эту сложную и волнующую общество проблему.
С уважением и признательностью, Л.Ф.

6 июня 2021 в 12:11

У меня не родная мама с 7 лет, но я её всегда считал как родная, никогда, ни при каких обстоятельствах не говорил об не плохо, никогда ни при каких обстоятельствах не говорил, что она мачеха, она для меня всегда была МАМА!
Это был очень замечательный человек, приняла нас малышей как родная, никогда мы не чувствовали отчужденность, мы были одной семей. Уже живя вместе, она родила дочку - нашу младшею сестренку, внимание было ко всем одинаковое, в зависимости от возраста.
Отношение в семье складываются в зависимости от отношения одних и других, при правильных отношениях стираются грани - родная и неродная, она - МАМА!

6 июня 2021 в 12:33

Уважаемый Владимир, Вам , конечно, повезло, что Вас взяли на воспитание чуткие, добрые и сердечные люди, которые по-настоящему заменили Вам родителей. Наверное, таких приемных семей немало, но все же многие возвращают детей снова в детский дом, нанося огромный вред психике ребенка.
Спасибо Вам, что поделились самым сокровенным. Преклоняюсь перед Вашей приемной матерью, ставшей настоящей и родной.
Вам всех благ и добра!
С уважением и признательностью, Л.Ф.

6 июня 2021 в 18:13

Людмила, Вы меня неправильно поняли, я воспитывался в своей семье, просто отец, после смерти жены, женился второй раз, и ввел её в нашу семью, вот так мы, а нас было трое, приобрели вторую маму.

6 июня 2021 в 18:49

И все же не всякая женщина согласится выйти замуж за мужчину с тремя детьми, да и еще заменить им по-настоящему мать. Низкий поклон таким женщинам. А Вам, Владимир, желаю здоровья и только всего самого наилучшего.
С уважением, Л.Ф.

6 июня 2021 в 14:47

«…сможет ли приемная мать стать родной для усыновленных или взятых на попечительство детей?»
Саму постановку такого вопроса вижу некорректной (неправильной). Конечно же, не сможет. Каким образом? Ведь они уже родились от другой матери. Но любая женщина, если это – добропорядочный человек, может для них стать, как родная мама. И не вижу тут разницы. Полностью согласен с Владимиром Васильевым: «при правильных отношениях стираются грани - родная и неродная, она - МАМА!».
«… Родную МАМУ не заменит никто! Это бесспорно…»
Очень даже спорно. Для меня, трех моих двоюродных братьев и двоюродной сестры нашлась такая замечательная женщина, которая заменила им родную маму, умершею, когда братьям было 10 лет, 7 лет и 3 года, а сестре несколько месяцев. А мне она заменила родную тетю.
И в приемной семье (неважно сколько там приемных и собственных детей), и в детском доме ребенку будет хорошо, если приемные родители, воспитатели детских домов – добропорядочные (чуткие, добрые и сердечные люди) люди.
Ну а проблема воспитания и устройства беспризорных детей, детей-сирот и оставшихся без попечения близких людей и родителей – конечно же, одна из самых важных и болезненных.

6 июня 2021 в 16:08

Уважаемый Виктор, наверно, Вы правы. Все зависит от приемных родителей и воспитателей, от того, сумеют ли они отдать ребенку свою любовь и душевное тепло. Но, как показывает практика и опыт, не всем удается стать для беспризорников или детей-сирот настоящими родителями, мамой и папой. Но хочется верить и надеяться на то, что со временем эта серьезная проблема будет успешно преодолена.
Желаю Вам добра и удачи.

6 июня 2021 в 21:46

Виктору Хонину:
Хочется еще сказать о Вашем замечании, что приемная мать не сможет стать родной для приемных детей, так как они уже родились от другой матери. Но любая женщина, если это – добропорядочный человек, может для них стать, как родная мама".

Именно об этом и идет речь, а в данной публикации приводится мнение и обращение приемной мамы со стажем", вырастившей многих приемных детей, к женщинам, желающим усыновить ребенка:
"Вы никогда не станете для приемного ребенка РОДНОЙ мамой, вы будете для него КАК РОДНАЯ. С родной ребенку все равно лучше…»

Как известно, уже во время вынашивания, еще до рождения ребенка, у матери устанавливается с ним неразрывная взаимная связь. А потому неправомерно и очень несправедливо отнимать у родных матерей их детей, если они бедны или как-то оступились. Правильнее и гуманнее помочь матери и сделать все возможное, чтобы не разлучать с ней ее родное дитя.

6 июня 2021 в 22:55

Черезчур Вы много написали беспризорников. Нет их, не видно.
В 90е годы было 4 млн. Как вечер, так они вылазили на улицы. Просили поесть.

А вот детдома - это диверсия. Планы врагов такие: "Все детдома должны быть заполнены". И опека, и волонтёры рвутся заполнять за плату.
С советских времён там было около 800000 детей. Сейчас также.
В Татарстане и Ярославской области разобрали детей. Тогда чужие силы спрятали их в Чечне и Ингушетии, и опять заполнили. Оттуда их используют.

Будь наша власть, то можно без ханжества разобрать всех одиноких женщин по семьям (одиночество вредно) и детей.
Привыкнут через несколько дней! Начнут чувствовать друг друга, настроятся на одну волну. Как кошка и собака с новыми хозяевами.

7 июня 2021 в 00:37

Уважаемый Александр Суворов, в разных источниках разные сведения. Но в одной из статей о беспризорных детях черным по белому написано, что "в России около 5 миллионов беспризорников".

А вот, что сообщается в статье "Сколько беспризорных детей в России":

«Общие цифры статистики (по беспризорным и бездомным детям – ред.) весьма относительны, в силу того что единого банка данных у нас, к сожалению, нет. А все статистические данные, имеющиеся в отдельных министерствах (например, в министерствах образования, культуры или внутренних дел), содержат сведения только о тех категориях, учет которых в части возложен на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями в этих министерствах.

Поэтому эти сведения далеко не отражают реального положения дел. И все-таки, исходя из сводных цифр этой статистики, мы апеллируем количеством примерно 1,5-2 млн беспризорных и безнадзорных. Это по учетам. А фактически эта цифра приближается к 4 млн. Такая ситуация, конечно, и мы это должны определенно сказать, никуда не годится, поэтому создание банка данных – это один из первостепенных вопросов, которые Генеральная прокуратура ставит перед министерствами уже в течение нескольких лет”, – заявил ранее замгенпрокурора России Сергей Фридинский.

7 июня 2021 в 10:46

«если государство станет оказывать действенную помощь»
_ Уважаемая Людмила! Вы подняли очень важную тему. Приходилось читать, что впервые проблема детей, оставшихся без родителей – в буквальном смысле этого слова – была признана достойной внимания во всех странах в процессе и после окончания Первой мировой войны. Думается, при обсуждении её нельзя обойтись без советского опыта, в котором много поучительного, но недостаточно изученного. Моя бабушка, кстати, неродная (моя мать была сиротой), отойдя от революционной деятельницей, в советское время была активной деятельницей общественной организации «Друг детей», которое издавало одноимённый журнал.
Более доступны ссылки на художественные произведения, из которых можно отметить – с моей точки зрения (естественно), такие:
«Девочка из города» (1943, автор - Любовь Воронкова – советская писательницаЪ
«Сын полка (1946, автор – известнейший советский писатель)
«Счастливый день суворовца Криничного» (1948, автор - Иван Багмут - украинский советский писатель, в 1935 году осуждён, освобождён в 1941, с 1942 добровольцем на фронте, в 1943 тяжело ранен с ампутацией ноги, 1957 реабилитирован).
Можно отметить также произведения дореволюционной писательницы Лидии Чарской (годы жизни 1875-1937) , имя которой ярко звучало до революции и получило достойное внимание после перестройки.
К произведениям по этой теме нельзя обойти вниманием и американскую писательницу Джин Вебстер (Jean Webster, настоящее имя AliceJane Chandler Webster, годы жизни 1876-1916), произведения которой также были приняты современными читателями.
Нельзя не сказать, что по большинству этих произведений были поставлены кинофильмы с участием знаменитых мастеров, из чего складывается убеждение, что и государство придавало им большое значение.
Конечно, написанные десятки лет назад, они носят отпечаток своего времени. Но более печально, что нынешнее творчество оказывается в стороне

7 июня 2021 в 11:15

Уважаемый Александр Ермошин, мы эти книги читали в свои школьные годы. "Сын полка" Валентина Катаева была чуть ли не настольнрй книгой. А мне нравилось произведение Елены Ильиной "Четвертая высота" о бесстрашной девочке Гуле Королевой.
Спасибо за Ваш интересный, обстоятельный отзыв.
С уважением и признательностью, Л.Ф.

7 июня 2021 в 11:33

Людмила, СПАСИБО за Ваше спасибо! Да, ТАКИХ книг, фильмов и спектаклей было много. К сожалению я не знаю современных произведений О ДЕТЯХ и ДЛЯ ДЕТЕЙ, не обязательно о сиротах, которые так же отражали бы реальную жизнь в её современных аспектах и проблемах.

7 июня 2021 в 12:08

Александр, детские произведения есть, но очень много иностранных авторов. Моя дочь - учитель начальных классов, и она возмущается, что в программу младших школьников вводят в большинстве своем не русские сказки, а переводные, американские и другие. Хотя кое-что из русских сказок читают.

7 июня 2021 в 12:46

Какой ужас, хотя чему удивляться - в колониальной стране правит метрополия и соответственно культура прививается метрополии.
Когда же мы обретем свободу и самостоятельность?
При этом социальном устройстве в государстве - никогда!

7 июня 2021 в 13:09

К сожалению, в настоящее время происходит вестернизация всего нашего общества. В том числе и в образовании.

Известно, что писатель Лев Толстой объездил многие европейские страны, чтобы познакомиться с их системой образования, в которой он нашел недостатки и неприемлемость для обучения российских детей. Ни одна модель работы с детьми не оправдала полностью его ожиданий. Вернувшись домой, Толстой решил создать свою школу в Ясной поляне для обучения крестьянских ребятишек и преподавал в ней сам некоторые предметы.

7 июня 2021 в 14:14

Перечитал сказки Андерсена:
"Мальчик с пальчик". Родители бедные, голодные, 7 детей.
Отвели детей в лес и убежали, чтобы дети погибли. Дети пошли на огонёк, а там жил людоед с доброй женой. Положили их на ночь в комнате с 7 дочерьми. Хитрый младший мальчик поменял головные уборы девочек на мальчиком. Ночью людоед зашёл убить их и по ошибке убил своих дочерей.
Утром они убежали, ОН догонял, заблудился. Жена очень переживала за него, за дочерей не очень.
- А наша эта сказка добрая, мальчик помогал старикам в работе.

Сказка "Огниво".Солдат принёс старухе из пещеры огниво, но спросил "Зачем оно тебе?" - Не скажу! Тогда он срубил ей голову. Жил и гулял в гостинице.
Возле виселицы вызвал волшебную собаку, и она убила всех врагов и короля с королевой. Женился на принцессе. Она была рада, родители ей надоели.

Другие сказки ещё хуже. Сжигают всех. Понятна разница с Европой?

7 июня 2021 в 17:20

Вот на таких сказках и учат современных детей, а потом удивляется: - в кого они такие уродились?

7 июня 2021 в 17:28

"на таких сказках"
- Советских детей в основном учили на советской литературе.

8 июня 2021 в 11:30

Спасибо, друзья, что вы так внимательно отнеслись к данной, волнующей проблеме.
Всем желаю добра, мира, здоровья, удачи!
С уважением и признательностью, Л.Ф.

10 июня 2021 в 09:29

Людмила, думаю, вам с дочерью будет небезинтересно познакомиться со статьёй из Интернета:

Что выкинули из школьной программы по литературе за последние 25 лет
Текст и кеомментарии см. По адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fe8ec32a3ba8a7dd46e37e4/chto-vykinuli-iz-shkolnoi-programmy-po-literature-za-poslednie-25-let-609cc1671ae89e390cd42bf5?&utm_campaign=dbr
13 мая
Какие книги больше не читают школьники? А что добавили и почему? Давайте посмотрим чему учат наших детей, а мы этих авторов и не знали.
Приветствую вас на канале "Кошка с книжкой". Давайте сравним наши воспоминания и посмотрим что читают современные школьники и не читали мы, и наоборот.
Литература всегда была отражением настроений в обществе. Например, вы знали что в 30-х - 40-х годах прошлого века в школьной программе заменили "Анну Каренину" на "Войну и мир". Обосновывалось это тем, что важнее не личные переживания, а общественное благо. Достоевского в это же время совсем убрали из школьной программы. Не укладывался Федор Михайлович со своим отношением к революции в новые рамки.
А теперь посмотрим как изменился список литературы в наше время. Так как это был мой любимый предмет, хорошо помню все что мы проходили в школе. Сравню его с тем, что есть в школьной программе сейчас.
5-7 класс
В программе обязательного чтения больше нет "Денискиных рассказов" Драгунского и "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара. Зато появились А. Платонов «Никита» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Если сравнивать книгу Гайдара и Астафьева, то коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур был с командой, Васютка помог всем один. Еще одну книгу Астафьева нашла в списке литературы 6 класса «Конь с розовой гривой», мне даже интересно стало почему Астафьева стало так много в школьной программе. А вот "Сын полка" Катаева убрали.
Так же вместо книг Максима Горького о трудном детстве, теперь читают книги Распутина. Например «Уроки французского». Горького стало гораздо меньше, впрочем, его "Детство" программе осталось, зато нет "Песни о Буревестнике". Я даже помню как в школе нам рассказывали, что это книга о свободе. Цитата из другого произведения Горького: "Рожденный ползать летать не может". В 7 классе нашла еще 2 книги Платонова «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире», а вот "Трех Толстяков" Олеши больше не проходят (да простят меня учителя, которые пишут что их и не было). Мы читали в школе эту великолепную книгу. Тибул, кукла... Современные дети меня даже не поймут. В списке зарубежной литературы удивил Рэй Бредбери "Каникулы". Почему именно эта книга?
В целом могу сказать что все книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а так же коллектив и сплоченность из школьной программы убрали. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии. О жизни и ценности семьи (те же "Каникулы" Брэдбери).
8-11 класс
Тут самое интересное. Так как образ мыслей, поступков осознание себя в обществе закладывается именно в этом возрасте. Давайте посмотрим как изменился список литературы с моего времени.
Снова Платонов и Астафьев. Такое чувство, что это главные авторы современности. Я Платонова изучала в университете. Честно скажу не люблю я его. "Котлован" вообще считаю ужасной книгой, что и пыталась доказать на экзамены своему педагогу. Не оценил, но дискуссия была интересная. Зачем его столько в школьной программе? Насколько я помню отношения с властью у него были сложные. Запрещали печататься, критиковали, признали только после кончины. Легко сделать вывод, о том что и включили его в программу, чтобы показать разрыв с прошлым.
Не увидела у Михаила Шолохова "Поднятая целина", а ведь какая книга. О первых годах Советской власти, о создании колхозов. Зато включили "Судьба человека", отличный рассказ, но совсем о другом. Стало меньше Лермонтова, Пушкина. Ощутимо меньше. Зато появился Солженицын.
Лично у меня ощущение, что всех кто был в фаворе в советское время поменяли на тех, кто был в опале. Хотя с точки зрения художественной ценности менять надо было далеко не все.
Вместо выводов:
Что могу сказать, выкинули из школьной программы все советское. Некоторые книги идеологические совсем не жалко, но вот без Катаева, Гайдара, Драгунского, Олеши программа стала скуднее. Убрали книги, которые в мое время были архетипами, их знал каждый. Достаточно было сказать "А вы друзья, как не садитесь" или "Ревизор, немая сцена" и каждый собеседник понимал о чем речь. Видимо сейчас школьники посмотрят как на странную тетушку.
Личный подвиг выдвинули на первый план, задвинув общественный. Очень много книг ругающих советскую власть. История снова стала однобокой, но уже со знаком минус. Как бы там ни было, но у медали две стороны. И я понимаю злость некоторых комментаторов, которые прожили хорошую счастливую жизнь, а на них смотрят их дети и внуки с сочувствием. Потому что о хорошем просто не знают.

10 июня 2021 в 11:14

Уважаемый Александр, в перестройку я вернулась на родную Смоленщину из Таджикистана, куда меня забросило волею судьбы. Мне пришлось в маленьком городке смоленских атомщиков работать в школе в течение 10 лет преподавателем русского языка и литературы в 5-11-х классах, так как издательское дело в городке не было развито, а в редакциях газет все места были заняты. Пошла работать в школу, так как литература и русский язык - это мой предмет, в издательстве ранее редактировала учебники русского языка и литературы.
Уже тогда, в 90-х годах, многие произведения из школьной программы были выброшены. Такие, например, как "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого, "Как закалялась сталь" Н.Островского, произведения Н.А.Некрасова, вольнолюбивая поэма М.Лермонтова "Мцыри", Буревестник", "Песня о Соколе" М.Горького и многие другие, в том числе и те, о которых написали Вы. Вместо "Повести о настоящем человеке", "Кому на Руси жить хорошо" школьники читали "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына.
Вот, такие пироги. Спасибо за интересный комментарий.

1.0x