30 марта на брифинге для журналистов пресс-секретарь американского Министерства обороны Джон Кирби объяснил спешный отход американских кораблей из Чёрного моря после начала СВО на Украине. Представитель Пентагона оправдал это нежеланием позиционировать себя как сторону конфликта и не провоцировать Россию на ответные шаги. Вместе с группой кораблей, покинувших тогда Чёрное море, в Средиземном море сейчас стоит американская авианесущая группа во главе с авианосцем "Гарри Трумэн", с середины декабря находившимся в центральной и западной части моря. Если верить официальной версии, прибытие гиганта типа "Нимиц" в Восточное Средиземноморье связано с участием в греческих военных учениях INIOHOS 2022, но местечковые учения шести стран – явно мелковатый повод для прибытия "Трумэна" в Ионическое море. Свет на истинные причины пребывания 332-метровой махины в Европе проливает американская журналистка Ханна Робертс со своим материалом, опубликованным на страницах Politico. По словам опрошенного ею пилота F-18 Адама Уовро, авианосец стоит в Средиземноморье для демонстрации решительности НАТО и готовности на деле доказать эту решительность. Другой вопрос, что судя по перемещениям судна на запад в тот же день, когда российской гиперзвуковой ракетой был уничтожен украинский склад в Ивано-Франковской области, решительности стало несколько меньше. В минувшем ноябре шуму наделала публикация The Wall Street Journal, где бывший капитан ВМС США Джерри Хендрикс объявил авианосцы бесполезными. Опубликованный же в конце марта хвалебный материал Ханны носит заголовок "Единственное, что понимает Путин – сила: американский авианосец поигрывает мускулами в Средиземноморье". Но насколько грозной силой является американский флот сегодня, в свете всех скандалов и неудач, окружающих его последние несколько лет?
Пока гремит большая спецоперация на суше, не будем забывать, что главный наш противник — за океаном, а моста через Берингов пролив нет. Рассмотрим же некоторые негативные тенденции в US Navy.
Сперва нужно проговорить очевидный, но часто поверхностно трактуемый факт: США полностью доминируют у себя на континенте. Для того, чтобы напасть на Америку, нужен флот, посредством которого нужно до неё доплыть. Для того, чтобы Америка напала на кого-либо кроме Канады и Мексики, ей нужен флот. А теперь к тревожным для американцев трендам.
Ошибки в планировании. Флот строится долго. Один капитальный корабль — минимум пара лет от закладки до ввода в строй, чаще 3–4 года. Кораблестроительные программы рассчитываются на десятилетия, порой на полвека. В 90-х годах ВС США внезапно оказались без адекватного их мощи противника и стали перед выбором, что делать дальше. В условиях «Конца истории» противостояние с мощной державой виделось маловероятным, а угрозы локальных конфликтов — всё более актуальными. 11 сентября и последовавшая за ним «война с террором» заставили Америку переформатировать войска под локальные войны. В условиях имевшегося господства US Navy жертвовал противокорабельными возможностями в пользу атаки суши. Венцом взглядов тех лет стала концепция Littoral Combat Ship — Прибрежный боевой корабль, который должен был быть дёшев и универсален, действуя в условиях тотального превосходства своих сил. Однако предположение, что никто не оспорит американское морское могущество, оказалось ошибочным, а сами корабли потеряли в эффективности не только из-за неверной концепции, но и по причине недостижения заданных параметров — в части гибкости своих возможностей, цены, надёжности. Ранние корабли серии уже списываются, не прослужив и 15 лет. Новые фрегаты типа Constellation, первый из которых должен быть заложен в этом месяце, создаются без внятной концепции оперативного применения. "Как нынешний эсминец, только дешевле и с подлодками не борется" — на таких идеях далеко не уплывёшь.
Высокая цена кораблей. Ещё один пример концептуальной и очень дорогой ошибки — эсминцы типа Zumwalt. Большой корабль с малой заметностью, высокой автоматизацией, полным электродвижением и сверхдальнобойными пушками в теории выглядел отлично, но на практике такая концентрация инноваций оказалась не по плечу даже Штатам: выстрел из пушки на максимальное расстояние стоил свыше миллиона долларов, разработка перспективного рельсотрона (для которого, во многом, и требовался запас электрической мощности) прекращена, и с 2025-го вместо орудий планируют поставить пусковые установки новых гиперзвуковых ракет, которые ещё надо испытать и принять на вооружение. Это, а также проблемы с надёжностью и беспокойство за живучесть столь большого корабля со столь небольшим экипажем привели к остановке программы. Потратив 22 с лишним миллиарда, Америка получила три корабля, в целом не превосходящих классические эсминцы типа Arleigh Burke, которые обходятся примерно в 2 миллиарда каждый — тоже очень большую, на самом деле, сумму, учитывая масштаб серийного строительства.
Американский флот перенапряжён. Количество кораблей недостаточно для выполнения всех миссий, возлагаемых на флот. Будучи глобальной сверхдержавой, США гоняют своих моряков в хвост и в гриву, дабы постоянно присутствовать в Северной Атлантике, Восточном Средиземноморье, Аравийском море, западной части Тихого океана — и это только самые ключевые регионы с весьма различными условиями и задачами. Количество времени, проведённое в походах, возрастает, ремонт кораблей откладывается, а когда за него таки принимаются, изношенные суда стоят в нём всё дольше.
Ещё один показательный и малоизвестный у нас факт — привлечение флотских к службе непосредственно в войсках в Афганистане и Ираке после кратких подготовительных курсов в учебках морской пехоты. Конечно, в рейды матросы не ходили, но караулы посреди лысых гор мало способствовали развитию профессиональных навыков моряка.
Упадок подготовки. Столкновения американских эсминцев Fitzgerald и McCain с торговыми судами, случившиеся летом 2017 года, привели к отставке командующего Тихоокеанским флотом Скотта Свифта и явили общественности неприятную для американских адмиралов фактуру: общий недостаток кораблевожденческих компетенций, неработающую электронную навигационную систему, отсутствие штурмана на протяжении двух лет, висящие по полгода и больше заявки на ремонт оборудования, неумение с ним обращаться, перегруженность офицеров документацией, которую они вынуждены были заполнять, стоя на вахте в захламлённом объедками, личными вещами и бутылками с мочой Боевом информационном центре корабля.
Самым показательным, однако, видится пожар на универсальном десантном корабле Bonhomme Richard в июле 2020 года. Это вторая за десятилетие тяжёлая потеря из-за пожара: в 2012-м в доке во время ремонта сгорела и была списана АПЛ Miami. В 2018-м эсминец Oscar Austin загорелся во время ремонта и вернётся в строй лишь в этом году. В 2019-м на универсальном десантном корабле Iwo Jima, однотипном с "Ричардом" (Bonhomme Richard), также случился пожар в ходе техобслуживания. Эти факты свидетельствуют о том, что требования техники безопасности регулярно не соблюдаются.
Но Bonhomme Richard — особый случай, он загорелся не в доке, а у пирса, на борту находилось свыше полутора сотен человек экипажа, которые не смогли сделать то, чем раньше славились американские моряки — умением вести борьбу за живучесть своего корабля до последнего, иногда буквально стягивая его тросами в открытом море, как фрегат Samuel B. Roberts после подрыва на иранской мине в 1988 году. В результате огромный и отнюдь не старый корабль списан в утиль. Аналогичные процессы наблюдались в британском флоте после Второй мировой, когда он так же потерял своё прежнее предназначение: связывать и удерживать гигантскую империю. Фолклендская война явила в том числе примеры недостаточной подготовки личного состава, англичане потеряли несколько кораблей именно из-за утраты навыков борьбы за живучесть, когда они шли на дно даже от невзорвавшихся ракет и бомб.
Одной из причин того, что экипажам и штабам не хватает времени на отработку боевых задач, может быть и то, что оно теперь уходит на потребление политинформации: активное продвижение леволиберальной повестки с назначением ответственных за её соблюдение офицеров, длительные разъяснения, почему акции BLM летом 2020-го — это реализация гражданских прав, а шествие на Капитолий 6 января 2021-го — внутренний терроризм и экстремизм.
Вместе с тем нельзя не отметить и примеры энергичных и решительных действий Пентагона в наращивании вооружений: противоминное оружие, патрульная авиация, всевозможные беспилотные программы, большая реформа морской пехоты (хоть она является отдельным родом войск, её связь с флотом, как и Береговой Охраны, всё более активничающей в Арктике, неразрывна и тесна), планомерное лечение детских болезней F-35, — всё это показывает огромный запас устойчивости US Navy.
Резюмируя, скажу следующее: Военно-морские силы США действительно показывают признаки упадка, но это упадок всё ещё очень сильной организации. С той высоты, на которой они находятся, дорога вниз будет долгой.