Сообщество «Форум» 00:22 14 февраля 2024

Монетизация русского культурного кода: деньги не пахнут?

креативная индустрия и народные художественные промыслы

Всему своя мера. И мера эта – человек, его нравственный императив. Проводя экономическую политику, государство обязано помнить об этом. Древний Рим остался известным в истории культуры тем, что положил начало градостроительству. Именно в нём возникла и была реализована идея общественных туалетов. И тогда император Веспасиан, в ответ на возмущённую реплику своего сына о том, что это безнравственно брать с людей деньги за отправление естественной нужды, изрёк сакраментальное основание рыночной экономики: деньги не пахнут.

Этот исторический эпизод вспомнился, когда в одном из городов появились арт-объекты культуры постмодерна - платные туалетные кабинки, декорированные отнесенной сегодня к нематериальному культурному наследию хохломской росписью. На родине русской матрешки, в г. Семёнове, поставили мусорные урны в виде матрёшек. Здесь, правда, местные «креативщики» ничего нового не придумали, ибо ещё в 2007 году в Китае уже презентовали эти «шедевры креатива», что чуть не привело к дипломатическому скандалу.

Сегодня адепты «новейших течений» в искусстве любят ссылаться на гарантированную Конституцией свободу художественного творчества. Как тут не вспомнить либерально-демократические вопли по поводу привлечения к уголовной ответственности членов группы Пусси Райот за перформанс на амвоне Храма Христа Спасителя. При этом как-то «забывается» основополагающая конституционная норма о том, что осуществление гражданином своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В случае с незадачливыми танцорами так и произошло: налицо было посягательство на права верующих в нашей стране.

В части народных художественных промыслов, приведённые выше примеры следует рассматривать не иначе, как посягательства на национально-патриотические чувства народов Российской Федерации. Ибо кроме государственных символов – герба, флага и гимна, прямо защищённых законом, существует ещё масса народных символов – носителей русского культурного кода, являющих нам традиционные духовно-нравственные ценности как основание патриотизма, и которые, как показывает практика российской постперестроечной культуры, тоже нуждаются в защите. Особенно сегодня, когда речь идёт о выживании русской цивилизации.

В прошлом году, в святая святых российского образования и науки, в только что отстроенном и запущенном университетском кластере прошла так называемая креативная неделя, на которой всерьёз обсуждались вопросы продажи русского патриотизма. Да-да, не удивляйтесь, именно так надо трактовать идею монетизации русского культурного кода, которая стала основным трендом креативной недели. Неужели и здесь «деньги не пахнут»? За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить арт-объект, занимающий почётное место в питерском частном музее современного искусства «Эрарта» под названием “Welcome to Russia”. Этакий интерактивный объект, сопровождаемый слоганом «Познай внутренний мир матрешки. Зайди и сделай фото на память» Не будем сами давать свою оценку, а сошлёмся на отзыв одного из посетителей: «Это очень крутая метафора нашей жизни - снаружи - показной ура-патриотизм, педалирование культурными паттернами с целью подчёркивания собственной эксклюзивности, мнимый блеск и нарядность, внутри - суровая правда, жалящие острия общей ограниченности, нежелания менять действительность, серость окружающей среды, равнодушие, душащая атмосфера».

Вопрос далеко не праздный. Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона о креативных индустриях. Очень важный и нужный закон, с учётом мировых трендов устойчивого экономического развития, который гарантирует государственную поддержку творческим инициативам в сфере предпринимательской деятельности. Но вызывает, в свете вышесказанного, серьёзную озабоченность включение в качестве вида креативных индустрий народных художественных промыслов – нашего нематериального культурного наследия, основного носителя народного культурного кода как основы патриотизма. Получается, что монетизация русского культурного кода получает законодательные основания и соответствующую государственную поддержку. Что, деньги не пахнут?

Надо понимать, что агрессия новейших течений в искусстве постмодерна, с одной стороны, продукт рыночных экономических отношений, а с другой стороны – оружие адептов глобализма, стремящихся унифицировать и стандартизировать мировую общественную жизнь по своим правилам. Об этом хорошо написано в недавно изданной в нашей стране книге французского автора Од де Керроса «Современное искусство и геополитика. Хроники экономического и культурного доминирования». И совершенно понятно, почему приведённый выше «панк-молебен» получил в недружественных странах и продолжает получать широкую моральную и материальную поддержку.

Современные арт-практики «перепрочтения» российской культуры ничего не обозначают, кроме них самих. Эти акции – эпатажные, деструктивные акты, в которых акцент перенесён с результата деятельности на процесс, к бессмысленным развлечениям как способе существования современной молодёжи.

Нравственно ли монетизировать русский культурный код? Особенно в контексте Стратегии национальной безопасности, выделяющей в качестве одного из основных своих объектов традиционные духовно-нравственные ценности, приоритет духовного над материальным. Если законодатель решил открыть широкие шлюзы креативных индустрий, то тогда одновременно должны быть выставлены ограничительные буи, меры ответственности за посягательства на национально-патриотические чувства, на духовные символы народа. Иначе в стране продолжит властвовать культ крикливой бездарности, превращающий в китч русское народное искусство и чреватый утратами национальной идентичности. На парламентских слушаниях по проекту закона о креативных индустриях прозвучало предложение исключить народные художественные промыслы из числа видов креативных индустрий. Услышат ли его законодатели?

P.S. В магазине «Продукты» в здании Ленинградского вокзала Москвы вместе с сыром, колбасой и прохладительными напитками, в качестве сопутствующих товаров продаются носки с портретами классиков русской литературы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, чьё творчество лежит в основах русского культурного кода. Предлагаю читателям самим дать оценку этой «продукции креативных индустрий».

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x