Земцов Юрий. "Не смерть, а начало вечной жизни…" Историко-философское наследие героя СВО. — М. : Книжный мир, 2024. — 282 с.
Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (СВО), начатая 24 февраля 2022 года, длится уже более тысячи дней и является самым масштабным конфликтом в мире XXI века и со времён Второй мировой войны (даже с учётом Корейской и Вьетнамской войн). Главная особенность её заключается в том, что боевые действия с обеих сторон ведут две части в недавнем прошлом единой страны и, по сути, исторически одного народа, поэтому СВО, помимо военно-политической доминанты, имеет ещё и не менее важное культурное, цивилизационное измерение. И в этом измерении важно не столько то, каким образом проявляет себя созданный и всячески поддерживаемый коллективным Западом (он же — "альянс демократий") искусственный неонацистский необандеровский псевдоукраинский проект, вполне предсказуемо и закономерно переживающий процесс деградации и распада, а то, как отвечает на вызов со стороны этого проекта русская цивилизация.
В годы Второй мировой войны, прошедшей по нашей стране как Великая Отечественная, отражая агрессию нацистского Третьего рейха и его сателлитов, пережив гигантские потери и разрушения, русская цивилизация в лице Советского Союза не только одержала великую Победу 1945 года (вернее, две победы: в начале мая — над гитлеровской Германией, а в начале сентября — над милитаристской Японией, что странным образом перекликается с двумя русскими революциями 1917 года: Февральской и Октябрьской), но также достигла высочайших степеней научно-технического (послевоенные ядерный и космический проекты СССР — неоспоримое тому доказательство), культурного и духовно-нравственного развития.
Благодаря победам 1945 года был во многом снят "революционный" разрыв в истории нашей страны и в жизни нашего народа, достигнуто единство между обществом и властью. Произойдёт ли нечто подобное с Российской Федерацией по итогам СВО?
Ответ на этот вопрос пока отсутствует, боевые действия ещё идут, и в их ходе с обеих сторон продолжают сражаться и гибнуть люди. Но если с вражеской сейчас стороны они сражаются и гибнут ради наведённого морока "України понад усе!", а высшей идеей наших бывших соотечественников и единоверцев является отрицание и уничтожение всего русского (вершиной "незалежной" поэзии, её "символом веры" до сих пор остаётся стихотворение Анастасии Дмитрук "Никогда мы не будем братьями!" — кстати, написанное по-русски на самом пике успехов киевского "евромайдана"), то за что сражаются и гибнут наши солдаты?
Небольшая книга художника, иконописца, искусствоведа Юрия Викторовича Земцова, погибшего на 48-м году жизни 30 июля 2023 года в боях под Бахмутом (Артёмовском), рядового артиллериста 7-й штурмовой Георгиевской бригады Союза добровольцев Донбасса, возможно, отвечает на этот вопрос.
Кандидат философских наук (диссертация "Этика исихазма в древнерусской иконописи"), доцент кафедры теологии Тульского госуниверситета им. Л.Н. Толстого, лауреат конкурса Межпарламентской Ассамблеи Православия 2017 года, он написал в небольшом тексте, посвящённом памяти Алексея Мозгового и датированном июнем 2015 года, то есть задолго до начала СВО: "Странная, страшная и непонятная война происходит, подлая и лукавая политика, корявые обрывки устаревших идеологий, иллюзии и фантомы мировоззрений её сопровождают. Но при этом ясно, что война эта суть важнейший, роковой момент для России…" Через восемь лет эта война окончательно стала его собственной войной, последней иконой, написанной им — ценой собственной жизни. Станет ли эта икона чтимой, в какой мере и когда это произойдёт — вопрос времени. Но она — завершена.
В православной иконописи и богословии исихазма иконы традиционно рассматриваются как окно или даже дверь для вхождения в мир горний путём сердечной молитвы. "Древнерусские иконы Воскресения Христова, отличительной чертой которых является изображение в славе-мандорле воскресшего Спасителя ангелов, олицетворяющих добродетели, которые копьями поражают персонифицирующих пороки демонов, изображённых внизу иконного пространства в чёрной дыре адской бездны… Этот извод не встречается в византийской иконописи и поэтому может быть назван русским, однако предполагаемый генезис данного извода выходит за национальные рамки и показывает вселенский характер Православия", — писал Юрий Земцов, утверждая своей судьбой жизнь вечную: "яко на небеси, и на земли".