Авторский блог Редакция Завтра 01:11 Сегодня

Война капиталов

Рэй Далио о кризисе мировой денежной системы

Мировые рынки капитала штормит. Ралли в драгоценных металлах сменяется массовыми распродажами, доллар ослабевает, падает доверие к долговым обязательствам стран G7. На этом фоне интересны прогнозы глобальных финансистов. Тех, кто наблюдает за пошатнувшейся долларовой пирамидой и пытается спасти её от окончательного коллапса. Рэй Далио – основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates, автор книги «Принципы изменения мирового порядка» дал интервью во время Всемирного экономического форума в Давосе агентству "Блумберг"*.

- Вы рассматриваете глобальные процессы сквозь призму пяти больших сил: деньги, долги, конфликты (внутренние и внешние), стихийные бедствия и технологии (включая ИИ). Мы сейчас живём в условиях большой войны капиталов?

- Война капиталов ещё даже не началась, но я думаю, что нужно привлечь к ней внимание именно сегодня. Мне кажется, люди даже не думают о войне капиталов. Они много слышат о торговых войнах. Но как работает война капиталов и что происходит сегодня на рынках капиталов — нет. Ключевая проблема в том, что обратной стороной торгового дисбаланса является дисбаланс капитала. И сейчас у нас есть проблема с изменением структуры того, чем владеет глобальный капитал. Так, центральные банки скупают золото, замещая им долги стран «большой семёрки» и другие активы. И поэтому речь президента Трампа в Давосе была очень и очень важной. Для всех финансистов есть геополитическая «красная линия», которая связана с Гренландией. Если там случится военная операция США, то это будет иметь последствия для войны капиталов.

Помимо этого, есть ключевой финансовый вопрос - что является резервной валютой. Это ключевая проблема рынков капитала, но ей уделяется крайне мало внимания, люди плохо разбираются в происходящих переменах.

- Вне зависимости от того, будет ли военное вторжение США в Гренландию или нет, в НАТО происходят большие сдвиги. Так будет ли крупная дедолларизация на финансовых рынках? Видите ли вы, как страны довольно быстро отходят от доллара?

- Вы наблюдаете диверсификацию активов за пределами США в целом. Несмотря на то, что в прошлом году фондовые рынки США показали прекрасные результаты, они серьёзно отстали от остального мира. Давайте поговорим о деньгах. Если золото выросло на 67%, то вы должны понимать, что это не драгоценный металл, который просто вырос более чем на 60%. Это квази-валюта. Золото покупали не только центральные банки, но и другие инвесторы, чтобы диверсифицировать валютные резервы, состоящие из фиатных валют. Речь ведь не только о долларе, это также касается и евро. Происходило избавление от всех фиатных валют, которые по сути являются долговыми инструментами, они непрерывно монетизируются. Это стало самым крупным трендом 2025 года. И этот тренд был даже более важным, чем рост акций технологических компаний.

- Какие исторические параллели вы видите сейчас, которые вас беспокоят?

- В истории уже были аналогичные распады денежной системы, если мы говорим о переходе к золоту. Был распад в 1971 году. Был 1944 год и Бреттон-Вудская конференция. Какова была наша денежная система? Это было золото, привязка к доллару, и другие валюты, привязанные к нему. И был процесс создания огромного количества долгов, которые были обеспечены деньгами. 1971 год — эта система рушится, и мы переходим к фиатной денежной системе. 2008 год — процентные ставки достигают нуля, мы переходим к количественному смягчению. Другими словами, долги монетизируются через их массированные закупки. 2020 год — COVID. Большие дефициты, по сути, необходимость ещё большей и большей монетизации. Использование модели непрерывной монетизации долгов постепенно ослабляло денежную систему. И всё это приводит нас к вопросу, что на сегодняшний день является хранилищем богатства, средством обмена, которое принимается? А когда мы попадаем в ситуацию, подобную войне, что тогда происходит? Ведь человечество много раз переживало войны. В такие периоды страны не хотят держать долги друг друга. Все боятся, что кто-то введёт против них санкции. Кроме того, печатается больше денег, и это ещё больше обесценивает валюту и обесценивает государственный долг, в том числе США.

- Так на каком этапе долгосрочного долгового цикла мы находимся? И собственно, что вас больше всего беспокоит в ближайшие год-два? Что упускают из виду финансовые рынки?

- Я думаю, многие финансисты упускают вопрос ценности денег, долга и понимания ценности денег. И это история даже более значительная, чем история с технологическими акциями, согласны? Меня беспокоит долговой механизм, при котором происходит очень простая динамика, которой очень легко управляют центральные банки. Пока долговой цикл работает, долг и платежи по его обслуживанию растут быстрее доходов. В итоге они начинают вытеснять прочие расходы, что и создаёт проблему. И это также происходит, когда предложение облигаций больше, чем спрос на них. Например, прямо сейчас многие держатели облигаций уже являются крупнейшими кредиторами. И если облигации не приносят достаточно высокой доходности, то возникает проблема дисбаланса спроса и предложения.

- Может ли произойти обвал на рынках государственного долга?

- Вполне возможно, что мы не увидим обвала. Вполне возможно, что впереди ещё больший, спекулятивный взлёт госдолга. И происходить это будет на фоне девальвации фиатных валют. А как поведут себя спрос и предложение на рынках капитала – будет зависеть от геополитики.

*вражье сми

22 января 2026
1.0x