Авторский блог Владимир Винников 11:14 28 июля 2023

«Мы вдохновлены…»

говорит доцент Литературного института им. А.М. Горького Сергей Арутюнов

"ЗАВТРА". Сергей Сергеевич, в нашей стране проводится множество литературных конкурсов, в том числе для молодых авторов, для детей и юношества. Чем похож и чем от них отличается конкурс "Лето Господне", редактором которого вы являетесь, и какова его география?

Сергей АРУТЮНОВ. Этот конкурс, названный в честь Ивана Сергеевича Шмелёва, сейчас вступает уже во второе десятилетие своей истории, начавшейся в 2014 году. С идей организовать его выступила Русская православная церковь, а сам замысел конкурса подразумевал, что в его орбиту будут включены участники не только из Российской Федерации, но также из-за рубежа, в том числе из Украины, Беларуси, Казахстана, других постсоветских республик — то есть, со всего Русского Мира.

Мы получаем работы практически отовсюду, где дети думают и пишут по-русски. Мы и раньше знали, что в новых российских регионах Донбасса — качественное гуманитарное образование, но доказательства этого тезиса лучше видеть собственными глазами. Дети там прекрасно подготовлены и, вдобавок, "рано повзрослели", превосходно разбираясь в том, о чём пишут (не только о войне и мире). Приходят работы даже из стран "дальнего зарубежья" — например, из Австрии, где работает школа при российском посольстве.

Бессменный глава конкурсной комиссии — председатель Издательского совета Русской православной церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент.

Главная задача нашего конкурса — выявление литературно одарённых детей, которые пишут работы на выбранную ими тему: или из списка предлагаемых организаторами конкурса, или на свою собственную. Подразумевается только, что свободная тема лежит в общем русле конкурса — удивления чуду бытия и вообще душевного движения навстречу жизни, а не против неё.

С 2014 года только одна тема остаётся у нас неизменной — евангельские начала русской литературы, — подразумевающая показ присутствия евангельского наследия в литературном наследии прошлого и современности. Она сопряжена с именем Ивана Шмелёва, посвятившего Православию и русскости всю свою жизнь. Остальные темы год от года варьируются.

Так, тема 800-летия святого благоверного князя Александра Невского была у нас не год, а два года подряд, и мы получили огромное количество работ, посвящённых святому князю Александру. Из них одних вполне можно, полагаю, сверстать целый том страниц на 650.

В нынешнем году было решено интенсифицировать сотрудничество с Дальним Востоком, и мы организовали специальные очные семинары и вебинары в рамках передвижной книжной выставки "Радость слова". Не могли предложить ничего лучшего, чем наследие Владимира Клавдиевича Арсеньева — и что же? Об Арсеньеве присылают свои работы дети не только с Дальнего Востока. Так, юноша, который никогда не был ни во Владивостоке, ни в Хабаровске, ни в Благовещенске, ни в Комсомольске-на-Амуре, ни на Сахалине, пишет замечательную работу, где структурно разбирает знаковые для Арсеньева стилистические ходы, делает обоснованные выводы, тонко реконструирует мысль и внутреннее чувство писателя-путешественника. Не сомневаюсь в том, что этот юный автор уже как минимум будущий литературовед.

В число конкурсных тем постоянно включается творчество наших писателей-"деревенщиков", а также писателей — лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Общий же охват тем — наша история, литература, краеведение.

Никогда не забуду отзыв, который был опубликован одним из украинских изданий примерно в 2017 году: "Такие конкурсы, как "Русский медвежонок" или "Лето Господне" — это щупальца "Русского мира", протянутые в самое сердце нашей страны". Цитата, согласитесь, "от обратного" подчёркивающая тот факт, что наш конкурс особым образом формирует молодых людей в возрасте 13—17 лет, зовёт их ответственно размышлять и о себе, и о судьбе нашего Отечества, нашего народа, нашего языка.

"ЗАВТРА". В каких жанрах чаще всего пишут конкурсанты "Лета Господня", и как происходит процесс оценки их работ?

Сергей АРУТЮНОВ. Чаще всего поступают прозаические работы, хотя и поэтические тоже встречаются. В число работ конкурсного финала теперь относительно редко попадают сочинения реферативного плана, наполненные до отказа сухими данными: мы ищем в работах следы именно личного душевного труда, выражающегося в незаезженных метафорах и сравнениях.

Работы у нас принято рассматривать дважды — сначала грамотность и соответствие теме сверяет жюри педагогов, а второе жюри — это уже литераторы, писатели, оценивающие художественные достоинства присланных работ. И случается так, что сочинениям, не получающим достойных баллов у педагогов, литераторы за одну-единственную фразу могут дать самую высокую оценку.

"ЗАВТРА". Каковы масштабы конкурса? Сколько работ ежегодно рассматривается в его рамках? Как изменялось их число с течением времени?

Сергей АРУТЮНОВ. При открытии конкурса в 2014 году, видимо, сказались и эффект новизны, и всплеск патриотических настроений в российском обществе — тогда нам прислали больше 1600 работ, в следующие сезоны было от 1100 до 1200 работ, во время коронавирусных ограничений, когда детей посадили на дистанционное обучение, работ стало чуть меньше тысячи, но затем их стало вновь больше тысячи, и с 2021 года количество их снова растёт.

"ЗАВТРА". Получается, за время существования конкурса через него прошло несколько тысяч участников? Понятно, что далеко не все они стали или станут писателями, литераторами, но даже десять тысяч читателей — это огромная культурная сила…

Сергей АРУТЮНОВ. Наша сила в том, что конкурс задаёт православные нравственные координаты. Наша главная задача — пробудить в детях любовь к русскому слову, истории и культуре. Уже семь лет я главный редактор конкурса, и с каждым годом всё сильнее убеждаюсь в том, что мы делаем нужное и важное дело, приносящее замечательные плоды.

"ЗАВТРА". Каким образом проводится финал конкурса?

Сергей АРУТЮНОВ. Когда в Москву приезжают финалисты очередного сезона — это время, ради которого все мы работаем, лучший момент, объединяющий всех организаторов, святые для каждого из нас дни.

Обычно финалисты приезжали к нам в конце марта, во время школьных каникул, но сейчас мы подразделяем приезд на две части: старшая группа (10—11-е классы), которой нужно готовиться к ЕГЭ, по-прежнему приезжает в конце марта, а младшая и средняя (6–7-е и 8–9-е классы) — на рубеже апреля и мая.

Над программой их пребывания в Москве работаем месяц-полтора. Нам нужно, чтобы душа ребёнка открылась, расцвела, а для этого мало отвести его в "Москвариум", где показать больших акул, черепах и крокодилов. Поэтому, например, в нынешнем году у нас было посещение Архангельского, где финалисты — они же дети ещё! — бегали друг за другом у древних седых гротов, но потом увидели немецкие танки в музее Вадима Задорожного, и веселье немного стихло. Постояли и у самого непримечательного, казалось бы, экспоната — мотоцикла из украинского ещё Крыма, с "трезубом". Описать выражение их лиц не берусь: некоторые наши дети из Донбасса, а те, что не из Донбасса, тоже не из космоса…

В прошлом году я водил их по Царицыно, до того — по литературной Москве. Те, часы, которые проводишь с ними — особое состояние: и слушают с благодарностью, и спрашивают обо всём на свете. Представители "эффективного менедж­мента" сказали бы, что дети "мотивированы", но это не так — они воодушевлены, одухотворены, и быть частью этого воодушевления, одухотворения — дар и не напрасный, и не случайный.

"ЗАВТРА". Из участников конкурса сколько отбирается в финал?

Сергей АРУТЮНОВ. Как правило, 36—38 человек. Порой приходится, экономя на всём остальном, приглашать в Москву на очный этап до сорока с лишним финалистов, и только потому, что их просто нельзя не пригласить — настолько очевиден их талант.

"ЗАВТРА". Как сами конкурсанты воспринимают своё участие в финале?

Сергей АРУТЮНОВ. Быть в таком возрасте отмеченным — огромная ответственность перед собственным будущим. Никто, впрочем, не зазнаётся, и мы не стремимся к тому, чтобы каждый наш лауреат становился профессиональным литератором. Дело в тех самых ценностях, о которых так много говорят, но разговоры о них зачастую остаются разговорами.

Кстати, о ценностях сугубо материальных: стараемся, чтобы помимо грамот и наборов книг каждый участник получил нечто полезное. Уже не забудется, как одна из победительниц обрадовалась ноутбуку: в многодетной семье не у каждого ребёнка есть смартфон…

В завершение программы финалисты оказываются в Храме Христа Спасителя, либо в Белом, либо в Сергиевском зале, где владыка Климент напутствует их. На церемонию приезжают и другие архиереи, а в числе наших постоянных гостей — изумительный хор воспитанниц Волоколамского женского монастыря, безукоризненные московские кадеты под руководством одного из членов жюри, поэта и генерального директора форума славянских искусств "Золотой Витязь" Александра Орлова. Церемонию награждения неизменно ведёт заместитель владыки Климента иеромонах Макарий (Комогоров), на котором лежит огромное множество конкурсных обязанностей. Отвечает за организацию и заочного, и очного этапов Елена Кульбовская.

Все эти люди призваны создать особенный внутренний климат открытости на все стороны света, ощущение торжества, остающееся с юными словесниками на всю жизнь. Когда разъезжаются, они уже ощущают себя друзьями, переписываются, и видеть это радостнее всего.

"ЗАВТРА". Работаете ли вы с финалистами и лауреатами конкурса в дальнейшем?

Сергей АРУТЮНОВ. Конечно, работаем. При конкурсе образовался кружок финалистов и лауреатов, прошедших с нами не один сезон. Выросшие из конкурсного возраста авторы приходят к нам волонтёрами, помогают работать с нынешними участниками конкурса. В 2022 году мы решили объединить их студией "Слово", где проходят встречи с литераторами, журналистами и кинорежиссёрами. Гостями студии были поэт и кинодокументалист Олеся Шигина (она специально приехала из Донбасса, чтобы показать нам фильм об ополченцах), замечательный драматург, лауреат Патриаршей премии и мастер Литинститута Владимир Юрьевич Малягин, главный редактор газеты "Вечерняя Москва" Александр Иванович Куприянов и некоторые другие.

двойной клик - редактировать изображение

В 2023 году мы решили работать со всеми конкурсантами — даже с теми, кто не прошёл в финал. Так родилась наша литературная мастерская "Мартовская капель", в которой участников конкурса учат литературному мастерству. Из шести наших мастеров пятеро закончили Литературный институт, а вот шестой мастер, поэт Игорь Витюк — действительно системный стратег обучения юных писателей, поскольку в дополнение ко всему — настоящий ракетчик и программист. Занятия "Мартовской капели" идут по три-четыре часа, и никто не устаёт: дети жадно ловят слова Елены Нестериной и Екатерины Ратниковой, Игоря Витюка и Анастасии Черновой, Владимира Малягина и Александра Евсюкова не потому, что они открывают секреты, как хорошо заработать на писательстве, а как вникнуть в себя и отправить фразу в полёт. Чтобы присутствовать на онлайн-занятиях, участники с Дальнего Востока встают в два или три часа ночи. Это ли не героизм? Но есть и цель: после занятий в "Мартовской капели" двое-трое самых одарённых студийцев зачисляются в число финалистов.

"ЗАВТРА". Уважаемый Сергей Сергеевич! Благодарим вас за эту беседу, желаем продолжения ваших трудов во благо и процветание Русского Мира, новых участников и новых ярких произведений!

1.0x