«Мы — надежда мироздания»
Сообщество «Философия истории» 16:59 13 апреля 2020

«Мы — надежда мироздания»

«Философия общего дела» Николая Фёдорова
24

«ЗАВТРА». Анастасия Георгиевна, вы всю жизнь занимаетесь изучением наследия Николая Фёдорова — русского философа, выдвинувшего задачу преодоления пространства и преодоления времени: освоения космоса и победы над смертью. 

Фёдоров говорил о том, что наше общее дело и наш общий долг — воскресить всех. Почему он так не похож на других философов?  

Анастасия ГАЧЕВА. О Николае Фёдорове, создателе «Философии общего дела», говорили, что он один из немногих мыслителей с житием, а не с биографией. Льва Толстого при первой встрече с Фёдоровым осенью 1881 года в библиотеке Румянцевского музея поразило соответствие его идей и образа жизни: «Исполнять! Это само собой разумеется». Писатель, признававшийся в том, что он устал «смотреть на жизнь сквозь зеркальце искусства», которое создает совершенную иллюзию жизни, но не побеждает ни болезни, ни смерти, увидел в Фёдорове единство веры в преображение мира, человека, истории и действия, направленного то, чтобы эта вера стала реальностью. 

Федорова называли «философом-праведником». Это был человек, который отдал всю жизнь делу, как он сам говорил, «общему для всех, родному для каждого». Как пушкинский «рыцарь бедный», «он имел одно виденье, непостижное уму» — был захвачен идеей воскрешения, возвращения жизни всем когда-либо жившим: для него это «альфа и омега и вита и все другие буквы алфавита, словом — всё».  

Тема воскрешения тесно связана для Фёдорова с темой памяти и любви: любви между детьми и родителями, теми, которые «нам дали или — вернее — отдали свою жизнь». Эта любовь — мера человечности. Личность уникальна, неповторима и в то же время соборна, связана с другими людьми не только синхронно, но и диахронно. Каждый несет в себе родовую память, он не люмпен в бытии и истории, а своего рода живой «музей» поколений, вынесших его к бытию. «Душа человека не tabula rasa — не лист чистой бумаги, не мягкий воск, а две биографии — отца и матери, слитые в один образ», — писал Фёдоров. По его мысли, каждый человек должен стать историком своей семьи, своего рода, восстанавливая биографии и судьбы своих отцов, дедов, прадедов. Кстати, когда мы обращаемся с этой точки зрения к самому Фёдорову, то выясняем, что настоящая его фамилия была Гагарин.  

«ЗАВТРА». Интересная параллель. 

Анастасия ГАЧЕВА. После первого космического полета, который 12 апреля 1961 года совершил Юрий Гагарин, заговорили о том, что первым Гагариным был Николай Фёдоров, сын князя Павла Гагарина, выдвинувший идею выхода человечества в космос. Гоголь предчувствовал рождение «беспредельной мысли» на «необъятном просторе» русской земли. Фёдоров, откликаясь на это предчувствие, пророчески утверждал: «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига».  

А вошли бескрайние пространства России в его душу еще в раннем детстве, которое будущий философ провел в Тамбовском крае: в селе Ключи Сасовского уезда, а затем в уездном городе Шацке (ныне это Рязанская область). Мы были в этих местах — там такие просторы — горизонт открыт на все стороны света, создается впечатление ускоряющегося движения — как будто перед тобой взлётная полоса.  

Достоевский говорил о важности для человека впечатлений раннего детства. Философия Фёдорова вырастает из этих впечатлений. И это не только распахнутость пространству, но и глубинное переживание смертности, болезни, страданий людей, несмирённость с межчеловеческой рознью. После смерти Фёдорова ученики нашли в его бумагах перечёркнутый листок со словами: «От детских лет сохранились у меня три воспоминания. Видел я чёрный-пречёрный хлеб, которым питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал же я с детства войны объяснение на мой вопрос о ней, который меня привел в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга. Наконец узнал я не о том, что есть и не родные, и чужие, а что сами родные — не родные, а чужие».  

По Фёдорову, человек единственное существо в природе, которое осознаёт свою смертность. Толчком к рождению «Философии общего дела» стало сильнейшее жизненное потрясение — смерть дяди, Константина Гагарина, тамбовского предводителя дворянства, на попечении которого в детстве и юности находились сам Николай Фёдоров и его брат Александр. Идея о воскрешении явилась осенью 1851 года почти как откровение — вcпомним пушкинского «Пророка».  

«ЗАВТРА». Но ведь и без философской базы не могло обойтись. На что Фёдоров опирался, выдвигая эту идею? 

Анастасия ГАЧЕВА. На Книгу книг — Библию и её Новый завет. Фёдоров — христианский философ. И он строит здание своей философии на данной Христом заповеди совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Именно под этим углом оценивает он мировую философскую мысль: насколько та или иная система вмещает в себя взыскание совершенства, насколько открыта она другой заповеди Спасителя: «Мертвых воскрешайте». Его философия религиозна, а религиозное мироотношение — это всегда активность: и внутренняя, духовно-душевная, и внешняя, выводящая в сферу религиозного действия, это всегда связь человека с его высшей природой — с тем, чем он должен быть, и это всегда — вера в бессмертие, в какие бы одежды она ни облекалась. Надо сказать, что Фёдоров твёрдо стоит на почве христианства, уникальность которого не просто в идее бессмертия души — она есть во всех мировых религиях — но в утверждении воскресения во плоти, восстановления каждой человеческой личности, причём в новом, преображенном качестве. Философ постоянно подчёркивает: «Христос есть Воскреситель, и христианство есть воскрешение», акцентируя деятельный, активный характер веры Христовой. С его точки зрения, человек должен стать соработником Бога в деле осуществления того, о чём гласит финал христианского «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». В воскрешении и регуляции природы, в преображении Земли и Вселенной в Царствие Божие, по Фёдорову, состоит задача истории. Из «взаимного истребления друг друга и самих себя» история должна стать «работой спасения». Фёдоров призывает к этому повороту. 

В христианстве находит философ и образ совершенного устроения общества. Как мы знаем, человечество на протяжении многих столетий искало формулу социальной гармонии, создавало модели идеального социума и пыталось их воплощать. А Фёдоров прямо заявляет: образ совершенного общежития уже дан человечеству, он — в Троице, неслиянной и нераздельной, несущей в Себе полноту любви. Божественное родство — образец для всечеловеческого родства. «Бог Триединый есть Бог будущего века» — итожит мыслитель. 

«ЗАВТРА». С христианской основой понятно. Но всё же что с философскими корнями его идей? Получается, что Фёдоров, несмотря на свою энциклопедическую образованность, пришёл к своим взглядам, не заимствуя их из «интеллектуального багажа» мировой философии. Значит, он, действительно, гений, если под гениальностью подразумевать порождение не существовавших прежде смыслов?  

Анастасия ГАЧЕВА. Конечно, Фёдоров — гений, в том значении который придавал гениальности Циолковский: гений работает на жизнь, движет её вперёд, вносит в мир новое, своими открытиями служит человечеству, избавляя его от страданий, а главное — открывает «цель существования». При этом Фёдоров — вовсе не дичок на древе познания, его философия общего дела вырастает из общемирового наследия. В своих сочинениях он обращается к досократикам и Сократу, к Платону и Аристотелю, Декарту и Лейбницу, Канту и Гегелю. Но при этом у него особый — проективный — подход к философии. Он повторяет: «Всякая философия несостоятельна, если она есть мысль без дела». И подчеркивает, что философский вопрос: «Почему сущее существует?» должен быть заменен другим, по-настоящему неотменимым вопросом: «Почему живущее страдает и умирает?» Философия Фёдорова, как точно выражался его друг и ученик Владимир Кожевников, есть «активная и проективная философия дела». И человек для него — не автономный, обособленный индивид, гордынно заявляющий о своих слабостях: «Я — человек и ничто человеческое мне не чуждо», а сын, внук, правнук, праправнук, долг которого — возвратить жизнь своим отцам, дедам, прадедам, всем когда либо-жившим. 

Любовь к родителям, к предкам ставит человека на совершенно особое место в порядке природы. В природе развитию сопутствует борьба за существование, «взаимное стеснение и вытеснение», смена поколений, для человека же этот закон этически неприемлем, человек заботится о слабых, болеющих, умирающих. Самый обряд погребения есть своего рода хоронение для хранения — в чаянии грядущего возвращения жизни. И феномен культуры Фёдоров рассматривает в контексте своей воскресительной философии. Он ставит в центр цивилизации будущего как цивилизации родства и воскрешения те институты культуры, которые связаны с сохранением и трансляцией памяти: музеи, архивы, библиотеки, называя последние не книгохранилищами, а «душехранилищами», ибо за каждой книгой в библиотеке «кроется человек», её автор, и каждое обращение к книге в своем глубинном значении есть воскресительный акт. И в то же время пишет о тех срывах и деформациях, которые претерпевает культура, коль скоро она забывает о своём происхождении от культа предков и о своём конечном задании — быть воскресительницей и воспитывать «человека-воскресителя», благого деятеля в бытии и истории.  

Тот же проективный взгляд, заставляющий двигаться от существующего к долженствующему присущ Фёдорову и в его оценке науки и научного знания, и в его понимании образования, которое, на мой взгляд, особенно важно акцентировать для современности. 

"ЗАВТРА". Да, современное образование вызывает много вопросов... 

Анастасия ГАЧЕВА. К сожалению, оно уже давно не формирует творящую, отвечающую за мир личность. Оно утилитарно и сегментарно. Вспоминается фраза нашего бывшего министра образования Андрея Фурсенко о том, что главная задача современной школы — «взрастить… потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Но такое образование ведёт в цивилизационный тупик. Человек, ведущий себя в бытии как потребитель, не просто предаёт свое назначение быть соработником и сотворцом, но и обрекает себя на кризис и, в конечном итоге, на самоуничтожение. Ещё за столетие до того, как заговорили об экологии и глобальных проблемах современности, Фёдоров предупреждал: «Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме приближения собственного конца». Человечество выкачивает ресурсы земли, но не умеет их возобновлять, оно захребетнически «съедает» Землю. А ведь Господь дал Адаму и Еве заповедь «обладания землей», завет возделывать и хранить Божий сад. В противоположность принципу эксплуатации природы, когда человек ведёт себя в ней не как добрый хозяин, а как наёмник, Фёдоров выдвигал понятие регуляции, требующей глубинного исследования и понимания природных процессов, целостного управления ими, новой науки, служащей не фабрике и торгу, а борьбе со стихийными природными катаклизмами, сохранению и спасению жизни. Позднее отец Павел Флоренский, в сущности, развивая мысль Фёдорова, напишет так: «Человеку-мужу надлежит любить Мир-жену, быть с нею в единении, возделывать её и ходить за нею, управлять ею, ведя её к просветлению и одухотворению и направляя её стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари её изначальный космос». Вот эта космизация мира есть задание человека-творца. И именно такого человека должна воспитывать школа. 

Фёдоров в свой домосковский период четырнадцать лет отдал школьному образованию: служил в уездных училищах Липецка, Богородска, Углича, Подольска, Боровска и др. И создал свою систему преподавания, предполагающую активность самих учащихся в процессе познания. Он не любил учебники и принцип изучения «от сих до сих», считая, что знание должно «добываться», что ученики должны быть исследователями. Кстати, именно таким был Константин Циолковский, признававшийся, что часто, читая какую-нибудь теорему, он сам находил доказательство и это ему «более нравилось и было легче, чем проследить объяснение в книге».  

«ЗАВТРА». Циолковский ведь был знаком с Фёдоровым и даже, как известно, признавался, что тот заменил ему университетских профессоров. 

Анастасия ГАЧЕВА. Да, Циолковский проходил свои университеты самообразования в Библиотеке Румянцевского музея. Это было в середине 1870-х годов, как раз в то время, когда Фёдоров только поступил туда на службу. Он-то и стал помощником Циолковского в его занятиях. Философ-библиотекарь считал, что библиотеки должны быть центрами всеобщего познания и исследования и призывал университетских профессоров и специалистов в разных научных областях приходить в библиотеку и оказывать безвозмездную помощь всем стремящимся к знанию. Именно безвозмездную — Фёдоров здесь принципиален. Он был сторонником всеобщего и бесплатного доступа к знанию, созданному трудом многих поколений.  

«ЗАВТРА». А каким Фёдоров был учителем? 

Анастасия ГАЧЕВА. Он не вписывался ни в какие стандарты и рамки. Протестовал против формализма в образовании. Полагал, что лучше всего учит добрый пример, подаваемый самим учителем, внимательное, родственно-сердечное отношение к детям, умение в каждом ученике увидеть личность во всем объеме её задатков, смыслов, возможностей. И не раз повторял, перефразируя знаменитые слова Христа о пастыре добром: «Учитель добрый душу свою полагает за детей». 

Он и обучение истории и географии вёл таким образом, чтобы, с одной стороны, сформировать у ребенка целостное представление о мире, а с другой — показать, что этот мир «дан не на поглядение», а на благое действие в нем. География раскрывает человеку землю как общий дом рода людского, рождает планетарное чувство, а история — прошлое, память поколений, населявших и осваивавших землю в течение долгих веков и теперь вынесших его к бытию. Для ребёнка историческое знание — поначалу набор абстракций, никакого отношения лично к нему не имеющий, к тому же требующий поверхностной и утомительной «зубрёжки». Фёдоров же начинает не с «зубрёжки», а с понимания. Первый шаг к формированию исторического сознания он делает через краеведение и ещё локальнее — через историю семьи, переплетающуюся с историей малой родины. И уже от семейной и местной истории возводит учащихся к истории отечества и человечества.  

Третьим же важнейшим предметом в системе знаний о мире является для него астрономия, ибо она раскрывает человеку Вселенную, и не только как объект созерцания, восхищения и любви, но и как поприще созидательного действия. «Порождённый крошечною землею зритель бесконечного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем». Фёдоров призывал открывать обсерватории при каждой школе, а говоря о синтезе наук в общем деле, возглавлял его астрономией.  

«ЗАВТРА». То есть получается, что астрономия, по Фёдорову, это венец научного знания? 

Анастасия ГАЧЕВА. И напоминание о Божественном происхождении человека. Ведь чтобы родилась астрономия, человеку нужно было поднять чело вверх, обратить взор ввысь — к дальним звездам. Фёдоров называет принятие вертикального положения «первым актом самодеятельности человека». Это творческое и молитвенное положение существа, которое воздвигает протест против смертных законов, заявляет о своей причастности высшему — божественному — началу, источнику неветшающей жизни. 

«ЗАВТРА». Можно ли сказать, что в тот период жизни Фёдорова, когда он был связан с Румянцевским музеем (а это вся последняя четверть XIX века), его идеи уже передались лучшим умам эпохи? 

Анастасия ГАЧЕВА. Да, разумеется. Фёдоров был ведь не просто «идеальным библиотекарем», но «московским Сократом» (так позднее назвал его Сергей Булгаков). В библиотеку для бесед с ним приходили Лев Толстой, Владимир Соловьёв, Афанасий Фет, Василий Верещагин… После окончания работы библиотеки её каталожная комната, которой заведовал Фёдоров, превращалась, по воспоминаниям Владимира Кожевникова, в философский клуб. Спорили о путях России, о судьбах европейской цивилизации, о задачах христианства в истории…   

В 1877 году с идеями Фёдорова знакомится Достоевский. Бывают такие встречи-невстречи: люди лично так и не видятся, рук друг другу очно не пожимают, но рукопожатие происходит в другом измерении — в пространстве культуры, в её большом времени. Когда ученик и помощник Фёдорова Николай Петерсон направил изложение его идей Достоевскому, тот откликнулся взволнованно и горячо: «Кто этот мыслитель, мысли которого Вы передали? Он слишком заинтересовал меня… Скажу, что в сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочёл как бы за свои…» Подобной была и реакция философа Владимира Соловьёва, назвавшего Фёдорова «своим учителем и отцом духовным». Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. Достоевский, Фёдоров, Соловьёв оказываются близки в главном: в понимании христианства как религии дела, а человека — как соработника Творца в труде «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (слова Фёдорова). Русская религиозная философия XX века продолжила их главные темы: оправдания человека и истории, восстановления всемирного родства, преображения мира в Царство Христово, всеобщности спасения.  

Примечательно, что Достоевский, реагируя на идеи «неизвестного мыслителя», ставит ряд принципиальных вопросов к учению «общего дела». И прежде всего его волнует вопрос: как именно понимает Фёдоров воскрешение? Мысленно, метафорически, как французский философ и писатель Эрнест Ренан, полагавший, что в перспективе истории всё знание человечества так восполнится и станет столь прочным, что в памяти человечества будет запечатлен каждый живущий…  

«ЗАВТРА». Но ведь это не личное воскресение, а лишь восстановление памяти. 

Анастасия ГАЧЕВА. Вот именно! И Достоевский, для которого, как и для Фёдорова, одно лишь мысленное восстановление не даёт воскресительной полноты, твёрдо заявляет, что и он сам, и Владимир Соловьёв, с которым он обсуждал фёдоровские идеи, верят «в воскресение реальное, буквальное, личное и в то, что оно сбудется на земле». Фёдоров только бы подписался под такой декларацией. Но вопрос Достоевского прозвучал, и философ начал масштабное изложение своих идей, из которого выросло главное его сочинение: «Вопрос о братстве или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства». С частями этого текста знакомились и Лев Толстой, и Владимир Соловьёв. Достоевский же его так и не увидел, поскольку к моменту его смерти авторское изложение ещё не было завершено. Впрочем, писателю вполне хватило петерсоновского текста, чтобы положить прозвучавшие в нём идеи о Троице как идеале человеческого общежития, о воскрешении как нравственном долге живущих по отношению к умершим в основу замысла «Братьев Карамазовых». Фёдоровские темы небратства и братства, родства и неродственности пронизывают этот роман, достигая высочайшего напряжения. Достоевский художнически испытывает фёдоровскую идею на прочность — ведь сюжетным центром романа становится отцеубийство как апофеоз неродственности, разрыва между детьми и отцами, отсутствия между ними любви. И идея выдерживает: отцеубийство оказывается нравственно невозможным. Здесь же возникает тема «Семейства как практического начала любви», а кончается роман исповеданием всеобщего воскресения: «Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было», — говорит Алёша Карамазов, «положительно-прекрасный» герой Достоевского, который несёт в себе образ деятельного христианства. 

«ЗАВТРА». Но Фёдоров ведь говорил не о воскресении, а именно о воскрешении, акцентируя человеческое участие в нем, человеческую активность.  

Анастасия ГАЧЕВА. Разумеется. И Достоевский вводит в роман эти акценты. Но делает это ненавязчиво, не в лоб — через детали, реплики персонажей, повороты сюжета, как бы побуждая самих читателей «додуматься» до мысли о недолжности смерти и необходимости воскрешения. Вспомним восклицание Коли Красоткина после похорон Илюшечки: «И если б только можно было его воскресить, я бы отдал все на свете» и горячий ответ Алёши: «Ах, и я тоже». Так и Фёдоров не раз повторял, что Бог учит человека «гевристически», ставя его в ситуации, когда он сам должен понять необходимость соучастия в воскрешении всех. Философ любил приводить определение веры, которые было дано апостолом Павлом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Заметьте: «осуществление ожидаемого». То есть не просто верить, а осуществлять то, во что веришь. А еще Фёдоров не раз повторял слова Христа: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». А какие дела творит Христос? Исцеляет больных, воскрешает умерших, утишает бури, ходит по водам, Сам воскресает, побеждая смерть. То есть являет всю полноту творческого управления бытием, «обладания» миром, которое и было заповедано человеку в начале творения.  

Следует понимать, что при всей дерзновенности своего воскресительного проекта Фёдоров прочно стоит на святоотеческой почве. Он, конечно, продолжатель великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и их младшего современника святителя Иоанна Златоуста, опирается на центральную в патристическом синтезе идею обожения человека и мира.  

«ЗАВТРА». Критики Фёдорова не раз заявляли, что воскрешение — это узурпация человеком Божественных прав.  

Анастасия ГАЧЕВА. Упрёки критиков, что Фёдоров хочет безбожного, «самостийного» воскрешения, не выдерживают никакой критики — простите за каламбур! Он настаивает именно на синергии — на соединении Божественного действия и действия человеческого. О возможности и необходимости этого соединения свидетельствует центральное событие христианской истории — Боговоплощение. Христос — Богочеловек, соединяет в себе две природы — Божественную и человеческую. И все Свои дела на земле Он творит в единстве двух этих природ. Так же и человечество, стремящееся соработать Творцу, будет действовать в мире в единстве с Божественной благодатью.   

Примеры синергии мы видим в любом христианском делании. Иконописец, который пишет икону в молитвенном и творческом подъеме, действует в синергии с Богом как Совершенным художником. Руки строителей, кладущих основание храма, возводящих его стены и купол, направляются Рукой Творца, Божественного архитектора мироздания. Ведущий исследователь наследия Фёдорова Светлана Семёнова не раз повторяла главное его убеждение: Бог действует в мире через человека. Вспомним путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который написал книгу о гнойной хирургии, делал операции и в то же время был пастырем Церкви, замечательным богословом. Для него церковное и медицинское служение были неразделимы.  

Фёдоров хотел воцерковить весь «материк» сущностных сил человека. Он не раз повторял, что идеал преображенной, бессмертной жизни должен стать проектом творческого действия человечества, одушевить все сферы нашей активности в природе и истории: науку, медицину, политику, экономику, технику, педагогику, культуру, искусство… Вплоть до информационных технологий, возникновение которых он также предвидел. Всё это — как скажет потом философ Иван Ильин, «те духовные руки, которыми человечество берёт мир» и важно «не отсечь эти руки», а дать им благое, христианское направление.  

«ЗАВТРА». Фёдоров задал учёным высшую цель, которой так не хватает науке сегодня.

Анастасия ГАЧЕВА. Увы, действительно не хватает, и наука с равным успехом служит и созиданию, и разрушению, в то время как её абсолютным приоритетом должна быть жизнь. Более того, мы имеем сейчас на новом витке сшибку между наукой и религией, которая в действительности ослабляет и ту, и другую. Фёдоров же говорит о том, что они — духовные сёстры и соработницы. Вспомним замечательного учёного и богослова Пьера Тейяра де Шардена, выдвинувшего идею ноосферы, или математика, настоящего энциклопедиста в науке отца Павла Флоренского. Миру третьего тысячелетия необходимо увидеть колоссальный потенциал христианства как проективной, идеалотворческой веры, задающей вектор нашего движения в будущее, одушевляющей научное делание и социальную практику.  

Более того, по Фёдорову, в «общем деле» преодоления смерти, регуляции природы, созидания нового братского строя отношений должны объединиться люди разных убеждений и разных конфессий, «духовные и светские, верующие и неверующие».  

«ЗАВТРА». Вы упомянули идею ноосферы. Её развивал и Вернадский, один из ведущих представителей русского космизма, родоначальником которого считается Фёдоров. 

Анастасия ГАЧЕВА. В философии русского космизма была сформулирована идея направленности эволюции: человек возникает в результате восходящего развития природных форм, «космического роста» (выражение Владимира Соловьева) и, раз возникнув, сам становится его активным агентом. Как писал Фёдоров: «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою». В.И. Вернадский подчеркивал, что биосфера, мыслящей частью которой является человек, переходит в новое качество. Созидается ноосфера, новая творческая оболочка Земли. Она включает в себя всю полноту рукотворной и духовной деятельности рода людского: научные открытия и технические изобретения, философские идеи и создания искусства, информационные технологии и средства сохранения памяти… Список можно продолжать до бесконечности. Но главное, на чем настаивают философы-космисты: будущее ноосферы, а значит и будущее жизни напрямую зависит от поведения человечества на планете Земля.  

Вернадский одним из факторов создания ноосферы считал не только освоение всей Земли, но и достижение планетарного единства. Ныне вроде бы все инструменты для этого налицо: Интернет, сверхскоростной транспорт, космические технологии... Но при всё усиливающемся технологическом и виртуальном единстве в человечестве бушуют энергии разделения, вспыхивают локальные и глобальные конфликты. Имея в руках все инструменты для планетарного действия, мы совершенно лишены планетарного сознания, видения Земли как общего дома, понимания общей судьбы и общих задач рода людского. И, не вмещая планетарной, созидательной цели, тут же впадаем в рознь и приспосабливаем эти инструменты для совершенно других — локальных — задач, к тому же подчас прямо душегубительных. Вспомним недавнее заявление США о создании космических войск. Для Фёдорова же освоение околоземного пространства мыслится первой ступенькой к будущему человечеству, которое населит и преобразит Вселенную, а значит оно, это освоение, никак не может идти через усугубление розни. Космос для него — это пространство мирного сотрудничества, общего дела.  

«ЗАВТРА». Мирное сотрудничество в космосе и было до недавних пор нормой.  

Анастасия ГАЧЕВА. А теперь мы тащим на космическую орбиту все наши земные дрязги, делая космос площадкой междержавных разборок.  

Более того, новейшая философия постгуманизма вообще выкидывает человека из картины мира, упрекая его в гордынном превозношении над бытием: зачем, мол, человеку, кризисному, противоречивому существу, наполненному энергиями разделения, истощающему земные ресурсы, еще и колонизировать космос? Пусть лучше это сделает плесень! Вот такая крайность становится следствием нашей духовной шатости, эгоизма и розни. 

«ЗАВТРА». Жизнь для таких «философов» — явление случайное. 

Анастасия ГАЧЕВА. А для Фёдорова и философов-космистов жизнь, и жизнь сознающая, чувствующая, творящая, не только не случайна, но необходима в бытии. Жизнь борется с энтропией, с распадом, со смертью. И человеческая деятельность идет в авангарде этой борьбы. 

Между прочим, литература, писатели, поэты, художники, вдохновлявшиеся идеями Фёдорова и русского космизма: Велимир Хлебников, Николай Заболоцкий, Василий Чекрыгин, Павел Филонов представляли в живых картинах и образах эту внутреннюю волю живого к восхождению, совершенству. Животные, персонажи поэм Заболоцкого «Безумный волк» и «Торжество земледелия», тянутся к разуму и обретают его на новой эволюционной ступени. И при этом с надеждой взирают на человека, видя в нём своего учителя и спасителя. Вспомним слова апостола Павла: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» и «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Природа в совокупности ее тварей обращена к человеку, жаждет его любовного попечения, освобождения от «рабства тлению». А нам сегодня говорят, что человек по значению для природы уравнен с тараканом и плесенью и лучше бы ему и вовсе исчезнуть. Всё это идеи из копилки «князя века сего», «имущаго державу смерти, сиречь диявола». Вот до каких кромешных выводов доходит обезбоженный мир.  

«ЗАВТРА». Но с чего, по Фёдорову, начинается воскресительная работа людей?  

Анастасия ГАЧЕВА. Первый этап — это восстановление памяти.  

«ЗАВТРА». То есть это собирание информации? 

Анастасия ГАЧЕВА. Информация объективирована и отстраненна. А Фёдоров говорит о глубоко личной, эмоционально окрашенной памяти. Это не просто информация, а сердечное знание о личности, неразрывно соединённое с любовью. Это «родственное внимание» к человеку (пользуюсь здесь замечательным выражением Пришвина). 

Восстановление памяти о родителях, об ушедших из жизни родных и друзьях Фёдоров считал важнейшим фактором объединения людей. В скорби об умерших едины все — вне зависимости от политических убеждений, национальной и религиозной принадлежности. «Все мы братья по любви к отцам», — утверждал философ общего дела.  

«ЗАВТРА». А второй этап? 

Анастасия ГАЧЕВА. Он, скорее, не второй, а параллельный. Рука об руку с собиранием памяти об ушедших идёт у Фёдорова развитие и расширение научного знания, исследование мира, открытое всем и каждому, управление процессами, протекающими в природе. Смерть и посмертное состояние входят в круг исследования и эксперимента. Наука, фундаментальная и прикладная, обращается к человеку, исследует процессы старения, изобретает способы их блокировки, работает с человеческим организмом, делая его нестареющим, устойчивым к болезням, способным к регенерации, исследует законы зарождения и функционирования живого, механизмы наследственности, учится управлять процессами жизни, вплоть до восстановления жизнедеятельности организма. И если вначале человечество сможет возвращать жизнь только тем, кто умер недавно, то затем, по мере расширения знания и регуляции, воскресительный процесс пойдет вглубь времени, так чтобы в перспективе истории к жизни возвращены были все. 

Объединение науки, искусства, техники, практики вокруг этой грандиозной задачи Фёдоров называл внехрамовой литургией. Он подчёркивал, что общество, вставшее на путь всеобщего дела, радикально изменит свой облик. В нём должна произойти настоящая «метанойя», вся система ценностей призвана стать другой. Другой должна стать и система взаимоотношений между людьми. Какой? Фёдоров отвечает афористически: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».  

Привычный социальный порядок ориентирован на то, что человек смертен и это естественно. Продление жизни в социуме, где всё заточено на смену поколений и обновление рынка труда, неизбежно создаст напряженность, усилит конкуренцию между старшими и младшими, выльется в безработицу. Значит, нужно создавать новый тип экономики, ориентированный на общество долгоживущих людей, перестроить политику, введя, наконец, в горизонт нынешних государственных лидеров идею христианской политики Достоевского, Фёдорова, Булгакова, так чтобы принцип христианской любви, жертвы, взаимопомощи действовал не только для отдельного человека, но и для всех политических и государственных образований. Нужно принять абсолютность заповеди «Не убий», как когда-то человечество запретило себе каннибализм и инцест. Нужно распахнуть человеку Вселенную, освоение которой является столь масштабной задачей, что говорить о переизбытке рук и умов здесь не придется.  

Уже сейчас важно изменить отношение к старшему возрасту как к периоду, как теперь любят выражаться, «дожития». Общество, построенное на признании естественности и неизбежности смерти, относится к пожилым людям и старикам как к «второсортному» контингенту. Да, с одной стороны, мы развиваем программы активного долголетия, но с другой — лишаем людей преклонного возраста бесплатной высокотехнологической помощи, предоставляя им в лучшем случае паллиативные варианты. Очень важно на общественном и государственном уровне признать старение и смерть болезнью, патологией, с которой можно и нужно бороться. 

Думаете 70–80 лет жизни достаточно человеку? Годы проходят стремительно, и часто духовная зрелость приходит к человеку тогда, когда у него уже нет ни времени, ни сил, ни ресурсов что-либо исправить в прошедшем. Уходя из жизни, люди часто признаются: «Я бы прожил жизнь по-другому». У долгоживущего поколения будет шанс исправить ошибки, расширить горизонты возможностей, получить новые знания, освоить новые профессии, а ту драгоценную мудрость, которая подчас приходит только на пороге конца, сделать основанием созидательного действия в мире.  

Втиснуть идею воскрешения и бессмертия в прокрустово ложе рыночной, глубинно эгоистической, гедонистической цивилизации невозможно. Она требует совершенно другого фундаментального выбора, где высшей ценностью будет каждая личность, а идеалом — бессмертная, преображенная жизнь. Воскресительный идеал требует расширения горизонта активности человека, его выхода за пределы земли — в пространство Вселенной, освоения и преображения дальних миров. И что особенно важно, для Фёдорова, масштаб этого расширения в пространстве должен быть соразмерен внутреннему, духовно-душевному, нравственному росту личности, так что конечной точкой развития будет человек бессмертный и воскрешающий, а его главным законом —закон любви. 

«ЗАВТРА». Ефремов, кстати, писал о близких вещах. А сейчас необходимость выработки новых ориентиров развития цивилизации в ситуации внезапно вспыхнувшей пандемии коронавируса становится все очевидней. 

Анастасия ГАЧЕВА. Да, мы сейчас оказались, как сказал бы Фёдоров, в ситуации «усиленной смертности». И воочию увидели всю хрупкость жизни, всю зыбкость и ненужность «мануфактурных игрушек», нагроможденных нашей цивилизацией. А главное — стало ясно, что победить пандемию можно только вместе, в результате общих усилий, что на этот планетарный вызов должен быть соразмерный планетарный ответ. И он не может исчерпываться лишь созданием лекарств и вакцины, хотя эта задача сейчас, безусловно, является неотложной. Он требует от цивилизации выработки новых ориентиров развития, алгоритмов коллективного противостояния природным бедствиям, уносящим десятки и сотни тысяч жизней. Фёдоров ещё в XIX веке пророчески писал о том, что угроза всемирной войны будет снята каким-нибудь всеземным, естественным кризисом, который потенциально станет толчком к общему делу: «На благоразумие трудно рассчитывать; нужен высший интерес для объединения или общее бедствие, для борьбы с коим только и можно надеяться на соединение. И быть может, ничтожный жучок… и будет тем бедствием, которое соединит всех». 

«ЗАВТРА». Фёдоров, безусловно, актуален сегодня. Но вот вопрос: прислушаются ли к нему наши современники, а тем более те, от кого сейчас зависят стратегические решения? 

Анастасия ГАЧЕВА. Прислушаться необходимо, иначе нас, действительно, ждёт планетарный кризис. Отчасти подобная ситуация была в 1920–1930-е годы, между двумя мировыми войнами. Миллионы русских людей оказались тогда в добровольной или вынужденной эмиграции, в кризисной, духовно опустошённой Европе, где настойчиво поднимала голову фашистская идеология. А деятели русской эмиграции искали целостного идеала, который соединил бы христианство и идею социального действия, и в этом поиске настойчиво присматривались к фёдоровской системе идей, подчеркивая, что она позволяет пройти между сциллой потребительского общества с его конкуренцией, борьбой, вниманием только к успешным, и харибдой атеистического социализма, стоящего на идее классовой борьбы. Кстати, Фёдоров главным изъяном социализма считал замену всеобъемлющего вопроса «о смерти и жизни» вопросом «о богатстве и бедности», который переносит вопрос о зле в социальную плоскость и не замечает общего врага — слепой природной стихийности, смерти. И рисовал образ целостного активно-христианского действия, религиозно-общественного строительства, направленного на преодоление смертоносных сил мира, созидание Царствия Божия.  

Здесь нельзя не вспомнить Достоевского с его формулой русского социализма: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасётся лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» Идею христианского социализма развивал в начале XX века и Сергей Булгаков. Активное христианство Фёдорова и идея христианского социализма глубинно родственны, они стремятся сделать христианство творческой, преображающей силой истории. И, возможно, пришло время дать им новую жизнь. 

Когда в 1933 году писатель-евразиец Константин Чхеидзе делал в Пражском философском обществе доклад «Организация жизни по Н.Ф. Федорову», его собрат по евразийскому движению Александр Антипов произнес такие слова: «Или христианство возродится через Фёдорова, человечество примет его и пойдёт дальше; или человечество пойдёт дальше без христианства». Увы, пока осуществляется второй сценарий: мир идет вперёд без христианства.  

«ЗАВТРА». Или назад. 

Анастасия ГАЧЕВА. Знаете, у Фёдорова была уверенность в благом исходе истории. Это не безоглядный, поверхностный оптимизм, страусино закрывающийся от зла и несчастья по принципу «Всё хорошо, прекрасная маркиза!» Это христианский оптимизм, основанный на вере в богоподобие человека, в возможность его опамятования и поворота на Божьи пути даже после многих блужданий и срывов. Достоевский в подготовительных материалах к «Бесам» писал: «Ангел никогда не падает, бес до того упал, что всегда лежит, человек падает и восстаёт». Именно поэтому никогда не нужно отчаиваться. Человек, вершина развития жизни, — необходим этому миру. Он — надежда мироздания и не имеет права отрекаться и предавать. Фёдоров верил в то, что человечество, как блудный сын, вернется в дом Отца Своего и станет его добрым помощником — и на Земле, и во Вселенной. 

Беседовал Алексей ГОНЧАРОВ

Илл. Екатерина Амитон. «Поскреби русского — найдёшь Гагарина!» (коллаж). 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

14 мая 2020
Cообщество
«Философия истории»
41
Комментарии Написать свой комментарий
11 апреля 2020 в 16:06

Да, были люди!
А теперь что? Я уже который год доказательно оповещаю здесь публику об отмене капитализма отменой золотопаритетности денег и встречаю очень мало понимания.

См. Обращение к блогерам, авторам, экспертам и руководителям газеты Завтра по факту гибели капитализма в 1976 г. http://zavtra.ru/blogs/obrashenie_k_blogeram_avtoram_ekspertam_i_rukovoditelyam_gazeti_zavtra_po_faktu_gibeli_kapitalizma_v_1976_g_

12 апреля 2020 в 09:38

Браво. «Или христианство возродится через Фёдорова, человечество примет его и пойдёт дальше; или человечество пойдёт дальше без христианства»
Согласен полностью, только христианство по Фёдорову может рассчитывать на будущее

12 апреля 2020 в 14:25

«Воскресение отцов» Федорова, равно как и «воскресение из мертвых» всех людей накануне Страшного Суда в экзотерическом попохристианстве - это пробуждение в нас памяти о своих прошлых жизнях. Ибо именно мы сами и были этими отцами и праотцами в прошлых своих воплощениях на земле. Так что этот «ларчик», на самом деле, открывается куда проще.

12 апреля 2020 в 14:49

«Самый обряд погребения есть своего рода хоронение для хранения— в чаянии грядущего возвращения жизни».
Хотя «воскрешение отцов» по Федорову и не совсем совпадает с церковным «вставанием из гробов» (перед Страшным Судом), тем не менее - корень тут один: утрата (причем - во многом намеренная) в «христианстве» закона перевоплощения (реинкарнации), которому учил не только Будда, но и Иисус тоже.
«Хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии востока и, конечно, религия евреев не составляла исключения, - писала в этой связи Е.И Рерих, - но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект»
И в этом весь корень заблуждений «христианина» Феророва.
Одну свою ногу он смог-таки вырвать из «христианского» церковного болота, поставивь ее на твердую почву, но вторая у него так и осталась там.
«Ведь и сейчас имеются люди, образованные и считающие себя даже учеными в некоторых областях, которые верят, что в День Страшного Суда они воскреснут в своем физическом теле! Именно, на этом основании они так против кремации. Чем объяснить такое САМООДУРЕНИЕ - гипнозом или же атавизмом?» - говорила Е. Рерих
Никакого «воскресения во плоти» никогда не будет, да оно и не нужно, ибо подлинное бессмертие человека имеет совеем иной механизм реализации в жизни - реинкарнацию.

12 апреля 2020 в 16:25

Всё так, но прежде надо на Земле
Человеками стать.
Почитайте Цафа.(здесь не далеко)
Он ведь считает нас всех троглодитами.

Берегите себя!

12 апреля 2020 в 18:08

Удивительные фантазии, что-то в них детское, бессмысленное. Зачем воскрешать умерших, если уже родились их потомки, как происходит в Природе, в её процессе воспроизводства видов, форм материи, в том числе и живой, в том числе и человека. Человек воспроизводит себя в потомстве, если есть что передать потомству кроме своей ДНК, человек оставляет плоды своей деятельности в произведениях своей деятельности. Если кто-то хочет воскреситьсвою телесную форму, то может сохранить свою молекулу ДНК и попросить потомство воскресить его методом клонирования, но какой в этом смысл, если это будет только старая форма для новой жизни, её нового содержания. Можно, конечно, клонировать себя при жизни, чтобы посмотреть как будет себя вести дубликат твоей формы, так ведь можно сильно разочароваться, если дубликат окажется придурком или гадом. Гораздо конструктивнее выглядит задача продления жизни человека с сохранением его здоровья для какой-то полезной для человечества деятельности. Есть приемлемый вариант бессмертия в виртуальной форме, который позволит при нынешнем развитии искусственного интеллекта продолжать этой виртуальной форме интеллектуальную деятельность, общаться с родственниками и миром, как голова профессора Доуэля. Если этот искусственный интеллект, голову профессора Доуэля, снабдить ещё и искусственными органами чувств, поместить в искусственную форму интеллектуального робота, то этот виртуальный образ обретёт форму и сможет жить уже реальной жизнью, создать семью и родить потомство, или воспроизвести себя в какой-то другой понравившейся форме. Вобщем, фантазии религиозных пророков о воскрешении, вечной жизни некоего духав загробном мире, и их последователей, философов. Сегодня кажутся уже детским лепетом на фоне нынешней фантастической реальности. Было бы что воскрешать, а то воскреснут какие-нибудь фашисты, исламисты, террористы или другие головорезы – и на фига нам это надо? Ну а Космос будет осваивать искусственный интеллект, новая форма разумной жизни, разумные роботы с посильной помощью человека. Главное – сохранить разумную жизнь во Вселенной.

12 апреля 2020 в 18:42

Так к этому всегда приходил человек в конце своей жизни.
1. Зачем я жил?
2. Что от меня останется в веках после меня?
Так вот от сегодняшних деятелей, отрицающих факт гибели капитализма в 1976 г., вряд ли что останется в веках.

13 апреля 2020 в 12:41

«Но какой в этом смысл, если это будет только старая форма для новой жизни, её нового содержания».
Вот именно.
Если воскресить всех, кто раньше жил, то, во-первых, на Земле яблоку негде будет упасть, а океаны будут набиты воскрешенными, как бочки селедкой. А с расселением по планетам в физических телах проблем не оберешься: если порой человек, переехав всего лишь из одного региона в другой на своей планете, не может даже там прижиться, то что говорить о совершено иных космических мирах?
Но самое главное: что они будут делать в мире, который разительно отличается от того, в каком они когда-то жили? А если они не сохранят при этом «воскрешении» своего прежнего сознания - то это будут уже не они, а только похожие на них телесно, сами же они будут другими людьми, другими личностями. Т.е. это уже не будет воскрешением.
Словом, вся эта федоровская идея «воскрешения отцов» - такой же абсурд, как и церковное «христианство», ее породившее.
Все тупики и недоразумения, связанные с проблемой бессмертия человека, внятно и здраво разрешаются в рамках концепции перевоплощения (реинкарнации), но современные «философы» нос воротят от нее, в то же время провозглашая заведомо абсурдные идеи идеями Будущего.

14 апреля 2020 в 00:03

Буддистская концепция перерождения, как и все другие религиозные концепции перерождения, возрождения из мёртвых, основаны на концепции духа, божественного, святого, космического. Но наиболее концептуальна эта концепция у шаманов, которые вызывают духов Природы для решения человеческих проблем. Шаманская концепция ближе других к источнику духа, к Природе, образовавшей организм способный чувствовать и мыслить и осознавать себя и окружающий мир. Сознание человека, это и есть то, что шаманы и другие философы, религиозные и светские называют душой, духом человека. Сознание рождается в человеке и умирает с ним со смертью мозга. Органические нарушения мозга ведут к нарушениям сознания, психическим заболеваниям. Сознание человека способно создавать абстрактные, фантастические образы, трансформацию отражённой реальности, и именно эта способность сознания создала шаманизм и прочие религии с их абстрактными духами и душами, абстрактными образами чудесных, мистических существ, богов, чертей, инопланетян. Именно эти фантастические существа и признаны в религиях владетелями сознания людей, их духа, души, они распоряжаются ими в соответствии с религиозными фантазиями. Так как фантазии человеческого сознания безграничны, то безграничны и фантазии об абстрактной жизни бессмертных духов и душ. Зачем человеку религиозные фантазии? Да затем-же зачем и все другие, культурные, социальные. Одним фантазии помогают уйти от реалий жизни, с её трудностью и неизбежностью смерти, другие используют фантазии в реальных целях управления людьми, реализации себя в обществе, в бизнесе. Так что без фантазирования, без фантазий, в том числе о духах и душах человеку будет неуютно, но у фантазёров как и у докторов должен быть принцип – Не навреди.

14 апреля 2020 в 15:24

«Человек воспроизводит себя в потомстве»
Это общая ошибка как Н.Федорова («Душа человека не tabula rasa — не лист чистой бумаги, не мягкий воск, а две биографии— отца и матери, слитые в один образ»,— писал Фёдоров), так и атеистов-материалистов, вроде Вас.
В потомстве человек никого не «воспроизводит» - он просто дает другому духу тело, чтобы тот в этом теле (оболочке) смог прожить на Земле - в ее физическом мире - свою очередную «жизнь» (инкарнацию). Ибо физический организм вовсе не тождественен самому человеку. Человек - это «дух, преходящий веками», он вечен, а тело - это одноразовый скафандр на очередное погружение в мир физической материи сроком на несколько десятков лет - оно временно.
То, что человек - не «чистый лист», на котором (с помощью воспитания) можно «написать» что - угодно, т.е сформировать любой характер - это верно. Но именно поэтому он - и не «две биографии отца и матери», ибо и для них - отца и матери - он тоже вовсе не «чистый лист». Потому что, на самом деле, гены родителей тоже отнюдь не определяют характера ребенка, а лишь задают кармический коридор на период данного воплощения. Также и воспитание - оно только добавляет к уже давно сформированному ядру характера новые небольшие штрихи, но сущность его изменить не в состоянии. Потому что каждый ребенок, приходящий в мир, ранее огромное число раз (до этого своего рождения) уже жил на Земле и был взрослым человеком

14 апреля 2020 в 21:27

Если вы посмотрите на своё потомство, то обнаружете в нём знакомые черты, свои и вашей супруги, потому что в каждой клетке тела вашего потомства есть ваши молекулы. Они наследуют и некоторые ваши черты и вашу патологию. Они получат от вас, в процессе воспитания. и какие-то образы вашего сознания и ваши образы и передадут своему потомству. Это не клонирование, это воспроизводство жизни, воспроизводство вида, заложенное Природой. Это медицинский, биологический факт, а вот что такое реинкарнация, науке неизвестно, это фантазия, возбуждённая восточными религиозными культами.

15 апреля 2020 в 13:56

Живая Этика учит различать очевидность от действительности, т е. внешнюю видимость от сущности. «Встречают по одежке, - говорит народная пословица, - а провожают по уму». То, что Вы описывает - это очевидность, поверхностная ивидимость, или, как говорят на Востоке, майя (иллюзия, обман). А то, что о чем говорю я ( не от своего малого ума. но от учения Высших) - это правда.
Никто не будет спорить, что в человеке присутствует определенные черты КАК БЫ от его родителей, особенно - внешне телесные. И даже часто бывает, что и черты характера ребенок КАК БЫ ( я еще раз подчеркну, КАК БЫ!) наследует от папы с мамой, а иногда и от дедушки с бабушкой, и прадедушки с прабабушкой. Однако, это только видимость. Равно как и «мудрое» убеждение, что «родителей не выбирают».
На самом деле, и родителей выбирают, и человек ничего от других не наследует, а «все свое приносит с собой». Потому что, на самом деле, первопричиной всего является КАРМА - та судьба, которую человек на свое следующее воплощение (или «жизнь») по закону «что посеешь - то пожнешь» сформировал себе сам, своим поведением в предыдущей своей «жизни» (инкарнации) на физическом плане планеты. Этим он и «выбрал» (через свою карму) себе будущих родителей, а значит и набор их физических генов, которые полностью определят строение его тела, а значит и его энергетику и способности, что в свою очередь во многом определит его место в этом мире, т.е его судьбу. Все восклицания типа «У него мамин ротик!» или «У него папины глазки!» - тоже иллюзия: мамины да не совсем, и папины, да не точно, как у папы. А раз так - то свои индивидуальные. Живая Этика говорит о бесконечном разнообразии в Природе - таком, что на дереве нет даже двух абсолютно одинаковых листьев. Точно так среди людей нет даже двух абсолютно одинаковых «ротиков» и «пар глазок» - в каждого из людей они свои, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ.
Вот это - ИСТИНА, а не то, что Вы и Ваша наука близорукая, утверждает.

15 апреля 2020 в 14:21

«А вот что такое реинкарнация, науке неизвестно, это фантазия, возбуждённая восточными религиозными культами»
Вот что такое реинкарнация:
«...Наши местные газеты, - рассказывала в одном своем письме Е.И. Рерих (12.12.1935) - полны заметками о ярком случае, подтверждающем доктрину перевоплощения. Так, маленькая восьмилетняя девочка, проживающая в Дели, помнит свою прошлую жизнь. Дом ее отца, мануфактурного торговца, стал сейчас местом поклонения. Со всех концов Индии тянутся толпы посмотреть на эту девочку, которая в глазах их является воплощением Деви - богини, ибо кто кроме Деви может помнить свои воплощения? Уже с четырех лет она рассказывала о своей прошлой жизни, но родные не обращали на это никакого внимания, пока об этом не узнал бывший директор местной школы. Он настолько заинтересовался необычными данными, приводимыми девочкой, что решил их проверить. Девочка Шанти дала ему имя своего прежнего мужа и своих бывших родственников, также и название города, где она раньше проживала, описала все достопримечательные здания его и также сообщила массу подробностей своей прежней жизни, также, что она умерла вскоре после родов, когда родившемуся сыну было всего лишь десять дней. Школьный учитель написал все это по данному адресу, и каково было удивление, когда пришел ответ от бывшего мужа, а затем и сам он приехал с сыном, которому было уже 11 лет, навестить свою бывшую жену. Девочка сейчас же узнала их и долго плакала, смотря на сына. Она упомянула несколько случаев из их совместной жизни, которые были подтверждены ее мужем. Также она сообщила ему, что в одном углу его дома в Муттра она закопала 100 рупий, чтобы принести их в дар богине, если ребенок, при рождении которого она умерла, выживет. Так как девочка настойчиво просила, чтобы ее отвезли в город, где она раньше жила, в ее прежний дом и к прежним родителям, то решено было исполнить ее желание, но при этом все уговорились не говорить девочке, когда поезд подойдет к этой станции. Сопровождать ее собралась целая группа лиц, заинтересованных этим феноменом, все имена их приводятся в газете. Конечно, как только поезд стал подходить к станции Муттра, девочка радостно узнала его и заторопилась. Затем была нанята тонга (коляска) и вознице было сказано, чтобы он следовал указаниям девочки. Сопровождающие хотели убедиться, насколько она помнила местность. Девочка без малейшего колебания указала направление и все повороты, попутно отмечая те изменения, которые произошли за 11 лет, истекшие со дня ее смерти, и все они оказались совершенно точными. Доехав до тупика, она сказала, что здесь нужно слезть и пойти узким переулком, ведущим к ее дому. Среди толпы пришедших на нее посмотреть она сейчас же узнала всех своих родственников, называя их по именам. В доме она пошла в комнату, где были закопаны ее деньги, и деньги эти были тут же найдены. Газета приводит еще много подробностей, рассказанных ею, которые все были проверены. Девочка рассказывает также, что, прежде чем родиться в Дели, она родилась в другом месте, но умерла двух с половиной лет».
Об этом же случае, но с иными подробностями, можно почесть и к книге Р.Альмедера «За порогом смерти»

15 апреля 2020 в 15:12

Описанное - факт, а не «фантазия, возбуждённая восточными религиозными культами». И он - далеко не единичный. Причем, множество подобных фактов были установлены, подробно описаны и всесторонне проверены на достоверность человеком, имевшим научную степень.
А именно:
Доктор Ян Стивенсон, канадско-американский биохимик и психиатр, посвятил исследованиям, связанным с реинкарнацией, практически всю свою жизнь Этот ученый сначала возглавлял отделение неврологии и психиатрии в медицинском колледже университета Вирджинии, затем стал профессором психиатрии Карлсоновского университета.
Именно реинкарнация, как доказанный факт, показывает, что центральная идея всей федоровской «воскресительной философии» (что человек - это «сын, внук, правнук, праправнук, долг которого - возвратить жизнь своим отцам, дедам, прадедам, всем когда либо-жившим») есть идея-фикс, фикция (см. в частности мою статью «Закон естественного бессмертия»). Хотя во многом другом Федоров абсолютно прав и в его сочинениях очень много полезного.
То же можно сказать и обо всем т.н. «христианстве» церкви, основанном на якобы физическом воскресении Христа на третий день после Его распятия и смерти на кресте (откуда у Федорова и возникла идея о физическом «воскрешении отцов») - этого физического воскресения НЕ БЫЛО.
«Сейчас никто из интеллигентных и просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, теле Света, - писала 03.12.1937 Е.И. Рерих. - Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями - «тленное не может стать нетленным» или «не умрем, но изменимся»?» Потому сама суть здесь - не в реанимации тела, но в удержании «непрерывности сознания» (после того, как Дух Его покинул свой необратимо продырявленный «скафандр»). Тело свое впоследствии Он сам же уничтожил (потому оно и пропало из склепа), но в Своем тонком облике, который Он мог сделать на время физически видимым и плотным, и являлся после смерти Апостолам. Таким образом, смысл «Воскресения Христова» не в том, чтобы воскреснуть физически (это абсурд), но в том, чтобы в результате праведной жизни на Земле достичь такого высокого состояния Духа и сознания, чтобы после очередного расставания с очередным физическим «скафандром», оказавшись опять в Тонком («загробном») мире, не впасть там в сон или полусон (как это до сих пор бывает сразу после смерти с подавляющим большинством обыкновенных людей), но именно сохранить и там непрерываемость сознания своего «Я», и после этого уже вечно жить совершенно сознательно во всех последующих инкарнациях и реинкарнациях как на «том», так и на «этом» свете.
Именно достижение человеком-духом состояния непрерываемости своего сознания при любой смене его внешних оболочек (тел) - как при воплощении, так и при развоплощении - и есть подлинное бессмертие человека, а вовсе не «воскрешение» навсегда из праха его физического тела

16 апреля 2020 в 10:14

В каждой религии есть сказки о чудесах для подтверждения своих фантазий – у христиан про вознесение, у вас про переселение, и ваши сказки противоречат и не признают друг друга. Действительность природного воспроизводства жизни отличается от религиозных сказочных фантазий как реальный предмет отражается в искривлённом зеркале – это отражённая реальность но искажённая фантазиями сознания, причём сознательно и с определённой целью, с целью управления, манипуляцией сознания людей. Религия, это мошенничество на доверии. , предложение не верить глазам своим, а довериться манипуляциям мошенников., цыганщина, разводилово.

16 апреля 2020 в 12:17

Разнообразие видов в живой Природе и разнообразие форм внутри видов определяются не какой-то кармой или поведением человека, а тем, что мы называем законами Природы, способами взаимодействия материальных объектов, которые в процессе случайных взаимодействий образуют разнообразные сочетания объектов, молекул, создавая разнообразные устойчивые виды и формы материи. Но учёные расшифровали молекулу ДНК и вносят в природный процесс случайных взаимодействий свою определённост, могут задать, по вашему заказу, вашему ребёнку цвет глаз, цвет волос и другие признаки, наплевав на карму. Ну а сознание людей изменить ещё проще – если поместить индийскую девочку в христианскую школу, то она забудет свои индуистские фантазии и станет благочестивой христианкой, может даже придумать, что она видела самого Христа. Человек и сам может набраться в Интернете какой-нибудь хрени и стать фанатиком какой-нибудь веры, религии, идеи. И при чём тут какая-то карма. Индусы утверждают, что и корова в прошлой жизни была человеком и снова может стать человеком, если будет хорошо себя вести, давать хорошие надои. И этот абсурд называется кармой.

16 апреля 2020 в 14:53

Корова никогда раньше не была человеком и в процессе реинкарнации еще долго-долго им не станет, несмотря на любые надои, равно как никто никогда не «воскреснет из мертвых» в своем прошлом физическом облике… - независимо от того, «христианин» он или индуист. Но, с другой стороны, заблуждения глупцов не отменяют истинных фундаментальных законов Природы, одним из которых является именно реинкарнация, а также и карма (но правильно понятые). И чем быстрее это осознают все (и особенно философы, ищущие новых путей развития человечества и выхода из сегодняшнего его мировоззренческого и духовного кризиса) - тем лучше.

16 апреля 2020 в 12:38

В каждом религиозном образовании, в каждой секте подвизаются некие псевдоучёные, которых используют для придания правдивости своих религиозных фантазий, видимо, вера в религиозные фантазии сильно пошатнулась с развитии науки и научных знаний. Учёный, в отличие от псевдоучёного должен подтверждать открытое им явление научными методами и , тогда это открытие становится доказанным фактом реальной жизни, Природы, иначе это гипотеза, фантазия или просто мошенничество, цыганщина.

16 апреля 2020 в 14:34

Ян Стивенсон не «подвизался» в индуистских сектах - он просто исследовал то, что его, как ученого, крайне интересовало: воспоминания о прошлых жизнях некоторых людей.
Изучая литературу по психологии, Ян Стивенсон обратил внимание на разрозненные сведения о воспоминаниях прошлой жизни. Заинтересовавшись, далее он столкнулся с сотнями похожих ситуаций, объяснить которые могла только теория реинкарнации. Это побудило его начать собственные научные изыскания, несмотря на неодобрение традиционно мыслящих коллег-врачей, которые неоднократно поднимали ученого на смех.
Проведенные Яном Стивенсоном исследования охватывают случаи на разных континентах за несколько десятилетий. Хотя большинство его маленьких пациентов родились в Индии и Шри-Ланке, он наблюдал также детей из Средней Азии, Европы, Африки и обеих Америк. К концу прошлого века в архивах ученого собралось около 3000 случаев таких воспоминаний, и чуть больше половины из них являются научно доказанными . Доктор Гарольд Лиф, один из коллег Стивенсона, отзывается о нем как о скрупулезном, добросовестном и объективном исследователе.. Он считает, что если кто-то и способен открыть правду о реинкарнации, избегая предвзятости, так это именно Ян Стивенсон
А вот Вам. Виктор Гончар, предвзятости-то как раз избежать не удается…

17 апреля 2020 в 01:15

Я одинаково предвзят ко всем религиям, считаю что все религии, это пришедший к нам из архаики пещерный взгляд на Природу, на окружающий человека мир и на самого человека, который несовместим с современным знанием. Это знание далось великим трудом честных учёных и искажение этого знания архаическими фантазиями считаю преступлением перед человеческим разумом. Архаике архаиково, богу богово, а Науке научное. Не надо искажать представление человека о мире, не надо засорять его разум ложью, человек должен иметь честное понимание Природы и себя и различать научное знание от фантазий и понимать для чего люди представляют свои фантазии об окружающем мире и о человеке, с какой целью. А вот все поклонники религиозных фантазий предвзяты ко всему, что не укладывается в рамки их фантазий.

17 апреля 2020 в 14:05

В том-то и дело, что религии не пришли к нам из архаики - это ошибочный вывод современной младонауки (науки, которая только что родилась и еще мало что знает). Но не пришли они и от т.н. Бога, каким до сих пор его представляет большинство людей - ибо такового в природе не существует. Подлинный источник религий - в тех Учениях Жизни, которые давались человечеству на всем протяжении его истории нашими космическими Высшими Руководителями - учителями Шамбалы. А Учителя эти существуют - это не фантазии. Ибо есть люди, которыми это засвидетельствовано. «Можете под какой угодно клятвой утверждать, - писала Е.И. Рерих своим сотрудникам и ученикам, - что Н.К. (Н.К. Рерих) и я видели и встречали в физическом теле и в тонком теле этих Махатм»(21.12.37), т.е.Учителей. А трое из Рерихов были в самой Шамбале - видели ее своми глазами и общались лично с Учителями

17 апреля 2020 в 14:54

Шамбала - не миф, как многие думают, не красивая сказка, а реальность.
Рерих прямо сказал: «Я был там».
Шамбала - это резиденция духовного Космического Правительства нашей планеты. Не некий абстрактный, “более высокий план существования личности”, как думают некоторые, но вполне реальная физическая местность. Находится она в Гималаях; где конкретно - этого никто (точнее - почти никто) не знает, но, тем не менее, она находится там. Там и пребывают Высшие Владыки Земли, по крайней мере - телесно пребывают. Сами они - не здешние существа, т.е. не земляне, но выходцы с дальних Высших Планет, т.е. наши звездные Старшие Братья. Они присутствуют у нас на планете с незапамятных времен (миллионы лет), ибо уже давно достигли сознательного бессмертия, и осуществляют общее руководство эволюцией земного человечества и всей планеты в целом со стороны разумного и духовного Космоса. Поэтому они есть наш земной «Господь Бог». Ибо именно Они давали и дают человечеству все религии и основные этико-философские Учения, такие как буддизм, христианство, ислам и т.д. Главу же Их мы (на Западе) более всего знаем под именем Иисуса Христа Всего Их семь - этих Великих Учителей человечества, некогда пришедших на Землю с Далекой Звезды. Остальное “население” Шамбалы - это уже уроженцы Земли, то есть те из землян, дух которых, благодаря постоянному устремлению к нравственному совершенству, настолько возвысился и приблизился к уровню сознания самих Владык, что они стали добровольными младшими сотрудниками Их, т.е. Их помощниками и учениками. И те четверо, кто еще недавно на Земле носили фамилию Рерихи - это тоже Их ученики, причем - среди самых ближайших (поэтому им и была поручена миссия принести на Землю новое высшее Учение).

18 апреля 2020 в 12:25

Когда дети , с детской наивностью верят фантастическим сказкам, то это вызывает умиление, а когда детскую наивность по поводу сказочных фантазий проявляют взрослые, то это вызывает уже другие чувства и вопросы. Плохо, что эта детская наивность взрослых вносит в представление о жизни искажения, которые приводят к неадекватному поведению и используются не наивными и адекватными мошенниками в своих корыстных целях для удовлетворения политических и экономических амбиций, для власти над людьми, управления ими, устраивания войн и других бандитских разборок. Наивность дорого обходится людям, правда у многих детская наивность трансформируется во взрослый идиотизм. Некоторые верят в сказки из прагматических соображений, они помогают им жить, облегчают жизнь с её трудностями и неадекватностью людей. Сами сочинители сказок таким образом удовлетворяют своё человеческое тщеславие, свои творческие амбиции. Кому-то сказка строить и жить помогает личное благополучие, но воплощать сказочные фантазии в быль для пользы всех людей удаётся только Науке, учёным, инженерам, технарям.

28 апреля 2020 в 11:50

ПАНАЦЕЯ от ПАНДЕМИЙ охвативших умы.
/Философское Откровение о творении Миростроя/

ПОРЯДОК /развёртывания/ ЭЛЕМЕНТОВ МИРОСТРОЯ (ЭМ):
ЭМ1 – 1-ый РАЗНОВИДНО (рВд) /образно представленный / НИЖЕ /статусной
формы проявления/: Земля – основание Миростроя;
ЭМ2 – 2-ой рВд НИЖЕ: Ангелы – ЭМ РАЗНОРОДНО (рРд) /образно представленный/
с Землёй в ЭМ21;
ЭМ3 – 1-ый рВд ВЫШЕ /статусной формы проявления /: Рай – ЭМ рВд с Землёй;
ЭМ4 – 2-ой рВд ВЫШЕ: Человек – ЭМ рРд с Райем в ЭМ43 и рВд с Ангелами – вершина
Миростроя.



/рВд характер/ СВЯЗАННОСТИ (Свз-и) ЭМ43 с ЭМ21 в Мирострое НИЖЕ связан с тем, что ЭМ4 ещё не явлён рВд и состоит только из Ведущего /образа/: отсутствие в ЭМ4 Свз-ь полагающего Ведомого /образа/
связано с невозможностью полагания того вне ПОРЯДКА в котором тот должен находится между Ведущими ДАННОГО ЭМ и СЛЕДУЮЩЕГО ЭМ – случай с ЭМ4 как случай с последним, завершающим ЭМ ПОРЯДКОМ не охватывается!


Перевод Миростроя к ВЫШЕ первым делом затрагивает Человека и Ведомый в ЭМ2 – МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНУЮ (МксВ-ую) часть Ангелов – , и связан с прекращением их Свз-и с Ведущим в ЭМ2, как с образом ОТНОСИТЕЛЬНО Ведомого в ЭМ2 полагающимся в ВЫШЕ – с МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ (МнмВ-ой) частью Ангелов с этого момента дифференцирующейся как Сатана – охватом Свз-ью Ведущего ЭМ4, что сопряжено распадом ЭМ2 в итоге чего Ангелы №2 /без Сатаны/, как сторона МксВ-о ОТКРЫТАЯ к ОБРЕТЕНИЮ ВЫШЕ обретает её первой и примет творческое соучастие в ИНИЦИИРОВАННОМ Богом-Творцом ПЛАНЕ /постепенного перевода к ВЫШЕ всех образов/:
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я сотворю человека из звучащей, когда я … вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь". «И поклонились ангелы все полностью, кроме Иблиса. Он отказался быть с поклонившимися» Коран с.15, а. 28-31
Участь Сатаны ставшей
ОТКРЫТОЙ для перехода к ВЫШЕ БУДЕТ РЕШЕНА Человеком всё ещё ОТКРЫТЫТОСТЬЮ переходу к ВЫШЕ НЕСУЩИМ НА СЕБЕ БРЕМЯ ВСЕЙ ЭТОЙ ПЛАНОВОЙ ИСТОРИИ: Человек ЖЕРТВУЯ ролью Ведущего ЭМ4 ОПУСКАЕТСЯ на уровень Ведомой, когда охватывая непосредственной Свз-ью ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ Добра и Зла СТАНОВИТСЯ НОСИТЕЛЕМ НИЖЕ осуществившим КОСВЕННЫЙ охват Сатаны, как носителя ВЫШЕ, чем и восстанавливает Сатану в ПРАВАХ Ведущей ИНОЙ ЭМ2, с ВЫШЕ: Человеку суждено ВЫБРАТЬСЯ из этого ПАГУБНОГО УРОВНЯ ПОТЕРЯВ ЧАСТЬ СВОЮ ОСТАВШУЮСЯ в постИСТОРИЧЕСКОЙ разновидности ИНОЙ ЭМ2!
«Сказал он: "Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму" «Сказал Он: "Уходи же отсюда! Ведь ты — побиваемый камнями. И, поистине, над тобой — проклятие до дня суда! Сказал он: "Господи мой! Отсрочь же мне до дня, когда они будут воскрешены". Сказал Он: "Поистине, ты — из тех, кому будет отсрочено до дня назначенного времени". Сказал он: "Господи мой! За то, что Ты сбил меня, я украшу им то, что на земле, и собью их всех, кроме рабов Твоих из них, чистых". с.15, а.31-40
(продолжение следует)