Разбор и анализ любого застарелого этно-территориального конфликта очень сложно проводить при участии представителей заинтересованных сторон и сочувствующих. Практически мгновенно обсуждение наполняется множеством эмоциональных подробностей, деталей, карт, легенд, трактовки исторических событий, описаний поломанных судеб и различных апелляций. Осенью 2023 г., когда вспыхнул очередной арабо-израильский конфликт, большое количество «экспертов» с упоением обсуждало картинки уменьшения «арабских территорий» в Палестине, полностью игнорируя сопутствующие исторические события.
Для «всё что нужно знать» вредна информация о неоднократной агрессии арабских стран в отношении Израиля, военных проигрышах ему, препятствовании создания Палестинского государства самими же арабами, отказе от мира, пока еврейское государство существует, и т.д. аргументы можно подобрать под разные позиции, но чаще всего это не имеет практического смысла. Важны сила и воля её применить, мир realpolitik жесток.
В декабре 2024 г. Сирийская республика прекратила своё существование, запуская процессы окончательного перехода в Дикие земли. Ресурсов у новых «властей» нет и не предвидится, но местные хотят верить в чудо. После цветных революций / переворотов, что известны как Арабская весна, уровень и качество жизни падали на десятки процентов, тут же будет ливийско-сомалийский вариант, с падением не меньше чем в два раза от и так низкой базы. Месяцев через 9-12 местное население будет с ностальгией и любовью вспоминать времена правления Башара Асада.
Законы сохранения массы и энергии работают, из ничего не получится создать благополучие, арабские страны и Турция помогать не будут, первые не захотят, вторая не имеет ресурсов даже для спасения себя. Можно добавить в расклад Иран, что будет действовать через шиитов, курдов со своими интересами, а также беженцев, что будут принудительно возвращены обратно из Европы и Турции. Первым делом европейцы заявили о прекращении продления их статуса беженцев, при этом очень спешили, ведь ситуация может измениться, а принятое решение о выдворении повернуть обратно не получится. Бюрократию включат на максимум, выдворяя лишних.
В основе международных принципов более 100 лет со времён окончания Первой мировой войны лежит парадигма Вудро Вильсона, направленная на легитимность распада стран по национальному признаку. Многими это воспринимается в качестве абсолютных всеобщих геополитических заповедей, коими не являются. Другие же вольно трактуют либеральное «священное право собственности» и/или переносят точку определения справедливости в удобный им исторический период.
Периодически в истории возникают попытки создания «независимых» арбитражей, что должны окончательно и справедливо разрешить спор. Ничего разумного из этого не выходит. Причина кроется не в памяти о «справедливости» Венских арбитражей 1938 и 1940 гг., по которым Германия и Италия легитимизировали территориальные приобретения союзной Венгрией. Важнее отсутствие в мире авторитетного, пользующегося доверием и способного обеспечить выполнение своего решения судьи, а также признаваемых всеми, прозрачных и однозначных законов.
Страны готовы обращаться за разрешением споров лишь при уверенности в положительном решении, игнорируя в ином случае. В рамках однополярного мира была сила, способная обеспечить выполнение – США, понятно, что решения были волюнтаристскими, но хоть так. В настоящее время ничего подобного нет и в среднесрочной перспективе не появится. Любой арбитраж имеет столько же легитимности, как спор и претензии между коммерческими конкурсами «Мисс мира» и «Мисс вселенная». Если добавить в название конторы «Рога и копыта» слова «международный», «мировой», «арбитраж» и т.д., суть от этого не изменится.
Для стабильности в мире необходимо забывать про «право наций на самоопределение» и «нерушимость границ», гордиев узел бесполезно пытаться развязывать, его нужно рубить, раз и на всегда. Земли и ресурсы, полученные в рамках принципов realpolitik, имеют полный приоритет и могут быть возвращены только по тому же принципу, а не на основе «арбитражей» и «конгрессов». В 1945 г. СССР был нужен незамерзающий порт на Балтике, Калининград был присоединён, местное население выселено. Если бы хотя бы часть осталась – в 1991 г. мы потеряли бы этот регион по итогам "референдума".
В условиях возросшей мобильности, снижения доли не городского населения, роста общего напряжения в мире и др. получение контроля над приграничными территориями или островами будет приводить к выселению, полному замещению местного, нелояльного населения, для снижения рисков в будущем. В долгосрочной перспективе ценность трудовых ресурсов будет снижаться, особенно на фоне приближения шестого технологического уклада. Если страна не способна защитить свои границы - их нет. Для примера, после падения Сирийской республики в декабре 2024 г. Израиль тут же начал создавать буферную зону, проводя новую границу. Следующая на очереди Иордания – оптимальный вариант для изгнания палестинцев и внутренних арабов.
И, да, в отношении наших военных баз в Латакии - за последние 10 лет в Восточном средиземноморье многое изменилось, никто не мешает России перенести базу в Киренаику, Халифа Хафтар будет только рад, да и Египет заинтересован в гарантиях поставки зерна…Источник