Если почитать "новости от "Газпрома", то поневоле создается впечатление какой-то бешеной карусели, в которой все лошади скачут даже не по кругу, а по спирали, причем — в разные стороны.
"Транзит российского газа через территорию Украины будет остановлен после 2019 года…" "Транзит российского газа через территорию Украины будет продолжен после 2019 года…"
"Турция отказалась от проекта "Турецкий поток"…" "Турция возобновила участие в проекте "Турецкий поток"…."
"Германия намерена диверсифицировать поставки газа в Европу…" "Германия и "Газпром" расширят "Северный поток", проложив еще две нитки газопровода по дну Балтийского моря…" С участием E.ON (ФРГ), Shell (Великобритания) и OMV (Австрия), кстати.
Про пресловутый "Южный поток" можно даже не упоминать: его "закрывают", "открывают" и снова "закрывают" чуть ли не каждую неделю…
Так что же всё-таки происходит с российским газом и вокруг него?
А происходит вот что. При всём уважении к альтернативным поставкам, в том числе — по линии "сланцевой революции", Европа (включая Турцию) не может обойтись без тех ежегодных 150-200 млрд. кубометров "голубого золота", которые приходят к ней через Россию. Прежде всего потому, что таких объёмов газа по доступным ценам на мировом рынке нет, а промышленность ЕС за последние сорок лет "подсела" на это не только экологичное, но также относительно дешевое топливо и сырье. Причем на внутреннем рынке ЕС газ стоит практически втрое дороже, чем "в трубе у "Газпрома" на точке входа, и понятно, что "чужие там не ходят". В том числе — и российская "естественная монополия". Чтобы, во-первых, поставить крест на попытках "Газпрома" внедриться на собственно европейский рынок, а во-вторых, уничтожить его статус монополиста-продавца на "точке входа", и был принят "третий энергопакет" Евросоюза, формирующий виртуального "единого покупателя" на территории ЕС, а также требующий обязательного наличия минимум двух продавцов в "трубе" на каждой "точке входа".
Уже отсюда становится понятным то маниакальное упорство, с которым Евросоюз до сих пор поддерживает "евровыбор" Украины — главной страны-транзитера на пути российского газа в Европу, а потому и безальтернативного вроде бы кандидата на роль "второго поставщика".
Надеюсь, это понятно: если "Газпром" обязан продать половину своего газа в "трубе" еще до границы с ЕС, то владелец этой "трубы" становится и владельцем половины её содержимого. Отсюда столько претендентов на контроль за трубопроводами "незалежной" — вплоть до семей высшего политического истеблишмента США.
Кстати, полное вступление в действие "третьего энергопакета" планируется по мере истечения действующих контрактов "Газпрома", то есть в период между 2019 и 2030 годами. Так вот, если посмотреть на происходящее с этой точки зрения, всё становится понятным. Идёт бешеная борьба вокруг условий поставки российского "голубого золота" на Запад. Сроком сразу до 2050 года, то есть "цена вопроса" исчисляется даже не в сотнях миллиардов, а в триллионах нынешних долларов.
Отсюда и 2019 год, названный в качестве начального для поставок "Газпрома" в Китай, и суета вокруг Турции, и, наконец, проект второй ветки "Северного потока" мощностью 55 млрд куб. м, который должен пройти от Кингисеппского района Ленинградской области в районе Усть-Луги до германского Грайфсвальда через территориальные воды России и Германии, а также экономические зоны Финляндии, Дании и Швеции. Общая протяженность маршрута составит 1225 км, стоимость — около 9,9 млрд. евро. Совместное предприятие для расширения "Северного потока" может быть создано к сентябрю нынешнего года, на этом этапе к проекту может присоединиться немецкая BASF/Wintershall, но доля "Газпрома" в любом случае останется неизменной — 51%. Как сообщается, третью и четвертую нитки газопровода "введут в эксплуатацию до конца 2019 года".
То есть в результате всех перипетий последнего времени Германия, тем не менее, застолбила за собой право главной "точки входа" для российского газа в Европу — через "Северный поток" номер один плюс номер два —и уже независимо от того, что будет происходить с Украиной и Турцией.
Честно говоря, это плохая новость и для Анкары, и — в особенности! — для Киева. Правда, "Газпрому" вряд ли так уж улыбается перспектива "ложиться" под Берлин, поэтому и украинских, и турецких контрагентов переговорщики из "ведомства Миллера" и российского правительства сейчас будут усиленно "дожимать" под флагом того, что лучше получить даже небольшую долю "газового пирога", чем не получить вообще ничего. А параллельно (или всё-таки перпендикулярно?) будет развиваться и восточное направление российского газового экспорта — не в Европу, а в Китай. Хотя бы потому, что это — реально первая экономика мира, вполне сопоставимая с экономиками ЕС и США, более чем платежеспособная, и терять такой сверхперспективный рынок "Газпрому" непозволительно.
Но это — куда более отдаленная перспектива. А пока — "На западном фронте без перемен". Хотя к ним уже сверхусиленно, по всем азимутам и с гигантскими жертвами, готовятся. Такая вот она, "газированная политика"…