Краткий комментарий по поводу сильно разогретой темы «Матильда». У Алексея Учителя вообще нет нормальных фильмов. Все его творчество – это достаточно сомнительная постмодернистская ветошь, лишенная убедительно доказанных смыслов и явно выраженных посылов. Возьмите, например, такие фильмы как «Край», «Восьмерка». В лучших традициях шизофренического кинематографа, они представляют собой бесталанно слепленную из кусков и фрагментов ахинею, чистый поток сознания - рваный, безыдейный, мифологичный, бездоказательный, апеллирующий к животным инстинктам, видеоряд.
Вот и «Матильда» туда же – красивая, но совершенно бестолковая, невнятная, прерывистая картинка ни пойми о чем, без центральной повествовательной линии, где в лучших постмодернистских традициях навалено и налеплено в кучу всего, что только можно. Где один эпизод не вытекает из другого, где нет никакого развития, и к концу фильма не понимаешь – а чего всем этим бредом хотел сказать режиссер, на что рассчитывал?
В фильме – огромное количество глупых нелепостей, он совершенно недостоверен. Он выглядит каким-то мертвым и неживым, статичным, как и все фильмы Учителя. Так же мертво и плоско выглядит «игра» Николая II. Да там и игры как таковой не наблюдается – он больше похож на себя, на синтетического немецкого андроида, а не на русского императора.
Никакого особого смысла во всем этом нет. Пустота и дорогие костюмы – и больше ничего. И на это «творчество» выделяются государственные деньги. Помимо этого, судя по представленной информации, Учитель обманул Министерство культуры РФ, подделав и подменив сценарий. Это можно квалифицировать как махинации и нецелевое использование государственных средств. А прокуратура РФ пускает этот фильм в оборот, не смотря на многочисленные выявленные нарушения, игнорирует многочисленные полученные жалобы и заявления.
Как пишет Наталья Поклонская: «До сих пор не услышанными остаются эти и многие другие аргументы правового, финансового, морального и просто гуманистического, человеческого характера. Затеяв говорить об истории России, авторы до неузнаваемости поменяли подлинные исторические факты, показали ее руководителей слабыми, безвольными и сладострастными людьми. Превратили трагедию одного из самых сильных государств мира в низкопробный эротический водевиль».
Рискну предположить, что у Учителя есть только один достойный фильм. Это фильм «Прогулка» (2003). Однако трудно представить какое он имеет к нему отношение. Заслуга фильма «Прогулка» в основном только в талантливой живой игре актера Павла Баршака и работе операторов Юрия Клименко и Павла Костомарова.
Пусть Учитель учится снимать кино у тех, кто умеет это делать – например, у Валерия Тодоровского («Стиляги», «Оттепель», «Большой»). Но, подозреваю, ему уже поздно. Пусть лучше просто переквалифицируется в управдомы.
Через десять минут на советский берег вышел странный человек без шапки и в одном сапоге. Ни к кому не обращаясь, он громко сказал: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».
* Иллюстрация взята из интернета.