Сообщество «Посольский приказ» 00:00 19 октября 2021

Масло в огонь войны

об очередном заседания «малой группы» Конституционного комитета Сирии

Всем очевидно, насколько сложной является нынешняя ситуация в Сирии, насколько непростой путь был пройден всеми без исключения заинтересованными сторонами, прежде чем была достигнута договорённость о проведении начавшегося в понедельник, 18 октября, в Женеве шестого заседания «малой группы» Конституционного комитета Сирии.

Однако самое сложное состоит в том, что Сирия пока находится в начале пути, учитывая огромные страдания, выпавшие на долю сирийского народа и катастрофические условия, в которых он живёт в настоящее время. Несмотря на возлагаемые нами надежды на успех предстоящего заседания, речь, в конце концов, идёт лишь об очередном раунде работы Комитета, о тех шагах, которые предпринимают сирийцы, садясь за стол переговоров для того, чтобы самим определить судьбу своей страны путём обсуждения различных мнений и позиций, касающихся её будущего, когда всем гражданам Сирии будет гарантирована достойная жизнь в новом государстве после того, как будут залечены раны прошедшей войны и откроются новые перспективы развития.

В рамках предпринимаемых международным сообществом усилий для осуществления прорыва в ходе шестого заседания «малой группы» Конституционного комитета, спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен провёл в Каире встречу с египетским министром иностранных дел Самихом Шукри, заявившем о том, что Египет «поддерживает предпринимаемые спецпосланником шаги по выводу ситуации из нынешнего застоя». Самих Шукри подчеркнул, что любое политическое урегулирование сирийского конфликта должно исходить из необходимости стабилизации ситуации в стране, «отбросив всё, что не отвечает интересам народа Сирии».

В ходе своего визита в Каир Гейр Педерсен также встретился с Генеральным секретарём Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмедом Абу аль-Гейтом. В ходе встречи были обсуждены различные аспекты сирийского кризиса. Абу аль-Гейт отметил, что «необходимо обратить особое внимание на ухудшающуюся гуманитарную ситуацию в Сирии», подчеркнув, что «единственным выходом из этой ситуации является политическое урегулирование конфликта». По словам Генерального секретаря ЛАГ, «продолжающееся иностранное военное вмешательство в Сирию осложняет и затягивает урегулирование конфликта». Абу аль-Гейт считает, что «различные стороны должны пересмотреть свою позицию для поиска решения конфликта».

Поддержка Египтом и Лигой арабских государств шагов по урегулированию конфликта в Сирии является крайне важной для сирийцев, играет немалую роль в деэскалации ситуации и создания благоприятной атмосферы в преддверии заседания «малой группы» Конституционного комитета. В этой связи обращает на себя внимание недавнее заявление израильского посла в России Александра Бен Цви о договорённости Израиля, России и США «провести встречу глав Советов Безопасности для обсуждения проблематики Сирии и ситуации вокруг Ирана».

Посол Израиля не сообщил никаких деталей, касающихся предстоящей встречи. Тем не менее, вмешательство Израиля во внутренние дела Сирии и Ирана явно подливает масла в огонь. Ведь именно политика Израиля в вопросе строительства новых поселений, продолжающаяся оккупация Голанских высот, налёты израильской авиации на территорию Сирии, отказ Израиля от признания законных прав палестинского народа дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке. И в это время господин Бен Цви заявляет об «обсуждении проблематики Сирии и ситуации вокруг Ирана»! Думается, что Израиль – последний, кто имеет право говорить об обсуждении гуманитарной ситуации в мире вообще и на Ближнем Востоке в частности.

В свою очередь, Россия всегда играла посредническую роль в снижении напряжённости не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке, в арабском мире в целом. В этом плане Россия выполняет чрезвычайно деликатную и сложную миссию, действуя в ситуациях, когда требуется учитывать ряд факторов, влияющих на межгосударственные конфликты, а также политические и социальные противоречия между различными группами населения внутри отдельно взятого региона или страны. Здесь необходимо учитывать религиозные, конфессиональные и национальные факторы, исторические и культурные традиции, крайние взгляды сил, действующих по указке из-за рубежа, что приводит к дестабилизации ситуации в регионе в угоду кругам, преследующим свои собственные, как региональные, так и международные интересы, выходящие за пределы Сирии.

Всё это является камнем преткновения на пути достижения различными силами взаимопонимания и договоренностей, исходя из высшей цели, состоящей в необходимости действовать в интересах народа. Мы все собственными глазами видим крайние, непримиримые взгляды ряда политиков и представителей СМИ, которые оборачиваются «политической слепотой», мешающей увидеть экзистенциальную необходимость нормализации отношений между народами различных стран региона, сталкивающихся с дилеммой «быть или не быть?» Так, например, Россия предпочитает не касаться деталей взаимных обвинений между определёнными силами и странами в адрес Ирана, который обвиняют в «шиизации», или в адрес Турции, которую обвиняют в «османизации». Такая позиция России базируется на необходимости урегулирования сирийского конфликта, отбросив те или иные «предпочтения» проиранских или протурецких сил, действующих внутри Сирии или в приграничных районах. Россия - даже в самые трудные времена - строит свою политику, исходя из реально достигнутых «на земле» результатов в ходе проведённых переговоров, челночных контактов, приводящих к решению – пусть частичному – многих вопросов, к выработке гарантий – пусть временных – стабилизации ситуации.

В прошлом я неоднократно – в той или иной степени – критиковал действия сирийского руководства, полагая, что они мешают достижению общесирийского консенсуса. Но и тогда, и сейчас я считаю, что нынешняя власть является реальной организованной силой «на земле». Её поддерживают и будут поддерживать не менее 5 миллионов сирийцев, что особенно важно в тот момент, когда раздаются голоса о необходимости «ликвидации режима», звучат призывы к войне, делаются заявления, направленные на разжигание розни. Цель таких заявлений – стереть Сирию с лица земли, а затем – заново «перестроить» её.

Никто не позволит осуществить подобный сценарий. Если, не дай Бог, снова начнётся война, она уничтожит всё живое. В итоге все окажутся проигравшими. Урегулирование сирийского конфликта возможно лишь при условии выполнения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Вокруг этой цели должны сплотиться все силы. Любые другие варианты являются несбыточными иллюзиями, опасным заблуждением, идёт ли речь о некоей «победе», «разгроме», «ликвидации», «устранении», «маргинализации» любой из сторон конфликта.

Сейчас, когда все взоры устремлены на Женеву, где под эгидой ООН и «астанинской группы» проходит заседание «малой группы» Конституционного комитета, всё зависит от самих сирийцев, то есть, от властей, оппозиции и представителей гражданского общества. Поэтому все участники заседания должны осознавать огромную степень своей ответственности. Во главу угла они должны поставить территориальную целостность и суверенитет Сирии. Они должны учесть, что государственные институты существуют и работают. Необходимо найти формы участия в их работе всех граждан страны, как об этом говорится в резолюции №2254. Цель здесь ясна: необходимо добиться снятия экономической блокады, отмены санкций. В истории Сирии должен начаться новый период, когда все граждане - по мере своих сил и возможностей – будут участвовать в осуществлении мер по оздоровлению экономики и перестройки своей любимой Родины.

27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
31 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x