В западном информационном пространстве уже давно существует расхожая фраза «правильная сторона истории». Что характерно, эту фразу почти всегда используют те, кто из истории себя сознательно вычёркивает – прогрессивная общественность очень любит закреплять за собой самые неоспоримо хорошие термины, иначе она не называлась бы «прогрессивной». Как только ни измывались эти люди над историей – они заканчивали её в 1992-м, они искали у истории стороны и делили их на «правильные» и «неправильные», они силились управлять ею, строя поперёк исторических потоков бобровые плотины, скреплённые грязью и создававшие уютные заводи в стороне от мощных потоков. В 2022-м эти плотины прорвало, и лавина потащила за собой всю грязь и обломки старого мира.
Одна голова уже навсегда скрылась в бурлящем водовороте – умершая 23 марта Мадлен Олбрайт. В последние дни вспоминают фейковую цитату про необходимость отнять у России Сибирь (она этого не говорила, хотя, несомненно, думала) и её деятельное участие в планировании бомбардировок Сербии в 1999-м. Тем не менее в контексте сегодняшней ситуации смерть мадам госсекретарши эпохи Клинтона куда важнее её жизни. Она умерла так же, как умер в минувшем сентябре бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд. Этот архитектор эпохи американских интервенций в азиатские страны прожил так долго лишь затем, чтоб увидеть бесславный итог дела всей своей жизни и умереть спустя месяц после позорного бегства США из Кабула. Олбрайт, легенда тучных девяностых, эпохи абсолютного диктата Вашингтона, конца истории и неимоверных перспектив западного мира, умерла спустя месяц после того, как существованию Запада как единой системы был брошен самый грозный и опасный вызов.
Санкции, пришедшие на смену доллару и военным интервенциям в качестве основного инструмента осуществления внешних устремлений США, имели весьма ограниченный ресурс – об этом писали даже в крупных американских газетах ещё в 2012-м, когда журналистский мейнстрим на Западе не был так зачищен, а первые большие санкции против России только обкатывались. Иными словами, фабрика ограничительных мер не может штамповать свою продукцию вечно – рано или поздно она упрётся в потолок.
Говорить, что сейчас санкции максимально суровы и хуже них только ядерная война, неправильно, но применение более жёстких мер гарантированно приведёт к взаимному уничтожению – об этом на днях внезапно написали в Bloomberg. При этом между строк читалось намерение использовать санкции не в привязке к украинской ситуации и даже не в принципе против России, а ради самого процесса демонтажа европейской сети экономических взаимодействий. Об этом же в порыве простодушной американской прямолинейности косвенно сказал президент США. Когда Байдена спросили, почему санкции не заставили Россию повернуть свои действия вспять, Джо ответил, что никогда не говорил, что они заставят – то есть, последние действия России здесь вообще ни при чём, пусть делают что угодно. Наши СМИ разнесли видео этого ответа как очередное свидетельство лживости американского истеблишмента или невменяемости конкретно Байдена, но при таком подходе от СМИ ускользает суть дела – американский президент на минувшей неделе в очередной раз проявил себя самым разумным и здравомыслящим человеком в Вашингтоне. Это не похвала Джо – просто остальные куда менее адекватны.
Показательной стала недавняя история про то, как Виктория Нуланд, мать Майдана и героиня современной Украины, не согласовав свои слова с начальством, ляпнула про биолаборатории США на Украине, чем подтвердила «российскую пропаганду» и «лживые теории заговора». Тот случай остался почти незамеченным, если не считать выступления самого популярного ведущего американского телевидения Карлсона, оставшегося в одиночестве.
Недавно информация получила подтверждение от New York Post и Daily Mail. Открылось, что фонд Rosemont Seneca, связанный с сыном президента Хантером Байденом, участвовал в финансировании компании Metabiota. Компания же плотно сотрудничала с конторой под названием Black & Veatch и стоявшим за ней Пентагоном и проектом United States Agency for International Development (USAID) Predict (занимавшимся изучением летучих мышей в небезызвестной лаборатории в Ухане). Вместе они содержали биолабораторию в Одессе.
Нанесут ли эти сведения, утёкшие ещё полтора года назад из ноутбука, забытого Хантером по дурости в ремонте, урон Джо? Будут ли западные СМИ в гневе обличать преступления великовозрастного наркомана под покровительством влиятельного отца? Будут ли избиратели возмущаться произволом демократически избранной аристократии? Нет. И дело не в том, что до них не донесли информацию сквозь заслоны пропаганды, просто такие вещи там привыкли тихо игнорировать – точно так же нет никакого смысла переводить на иностранные языки видео со свидетельствами зверств ВФУ: все всё прекрасно знают, просто им всё равно. Что же касается Байдена, то его колесо Сансары дало полный оборот: полвека назад 29-летний Байден избрался в Сенат, а в возрасте 36 лет поехал в гости к Косыгину и Громыко. На днях президент США вспомнил ту поездку в Москву. На встречу с 75-летним Алексеем Николаевичем молодого Байдена, может статься, специально отправили в насмешку над засильем стариков в Политбюро – пришедшие на смену «великому поколению» дерзкие и голодные американские бюрократы тогда только входили в раж мировой гегемонии. 22 марта 2022-го Байден – один из динозавров холодной войны, предводитель вашингтонской геронтократии и человек, не несущий ответа за будущее – признал смерть старого мира и провозгласил наступление нового мирового порядка, который США, по словам их президента, готовы возглавить.
Неслучайно слова о «новом мировом порядке» (подобная формулировка до недавних пор была уделом конспирологов) были сказаны в преддверии внеочередного саммита НАТО. От Брюсселя ждали выработки стратегии действий, общего заявления, хотя бы вектора, в котором должны развиваться действия Альянса в связи с украинским кризисом. Некоторые скорбные умом, типа украинского депутата и видеоблогера Алексея Гончаренко, ждали объявления ядерной войны. Ничего из упомянутого не произошло. На саммите вообще ничего не произошло, если не учитывать дипломатических мелочей вроде нежелания Байдена встречаться с Эрдоганом наедине (намёк на кризис в американо-турецких отношениях) или, напротив, излишне тёплых рукопожатий того же Эрдогана с Макроном (аналитики истрактовали это как желание объединить неимоверно эффективные миротворческие усилия).
По итогам объявили: страны НАТО будем защищать, а остальным – соболезнуем. Эта линия получила продолжение в ходе визита американского президента в Польшу. В городе Жешув, что в 80 километрах от украинской границы, Джо встретился с американскими военными. В ходе встречи, призванной показать смелость лидера Альянса, зашедшего так далеко на восток, Байден толкнул речь, в которой опять не сказал ничего по существу – в основном отметил храбрость и стойкость украинцев, пожелал им хорошего настроения, здоровья, и всё в этом духе. После этого мистер президент отправился в Варшаву, где сотни журналистов ждали от него эпохальной и исторической речи, а дождались весьма странного художественного перформанса – первого жеста анонсированного Байденом нового мирового порядка под руководством Америки.
Разбирать нелепости и ошибки, вроде упомянутого Джо доллара за 200 рублей, или грубости, подобные призыву не оставлять Путина у власти, не нужно – к странному и хамоватому лексикону американских президентов все уже привыкли, так что тут куда важнее контекст. Пока Байден говорил, по хранилищам горючего и складам боеприпасов на западе Украины прилетали наши ракеты. Очевидный намёк на нелепость предложений поляков ввести «миротворческий гарнизон» на запад рушащегося государства был отлично считан хозяевами Польши – Байден чётко обозначил, что Польша будет действовать не от имени НАТО, а сама по себе (от чего паны разумно отказались), а Запад продолжит оказывать Украине главным образом моральную поддержку. Это явный и продолжающий кабульскую линию сигнал всем тем, кто захочет иметь дело с Вашингтоном на правах младшего партнёра – вас кинут под поезд, и будут увлечённо наблюдать последствия, зато потом вам похлопают в Конгрессе и снимут фильм про ваш героизм.
Сигнал отлично восприняли в Азии. Индийские отношения с США в феврале были на пике – Вашингтон активно обхаживал индийских чиновников на предмет вхождения в военный альянс, который США ещё со времён Трампа строят на основе организации QUAD с добавлением Израиля и Саудовской Аравии. Тем не менее минувшая неделя отметилась рядом интересных новостей. 24 марта стало известно о том, что британская делегация, возглавляемая спикером палаты общин сэром Линдси Хойлом, в последний момент отменила свою поездку в Индию из-за возражений индийской стороны. Индусам очень не понравилось, что визит, планировавшийся в поддержку индийско-британского торгового договора, сменил тему и, по сути, превратился в метод выражения Индией поддержки британской позиции в украинском кризисе. Индийцы отменили визит британской делегации, сопроводив отмену рядом довольно резких слов, сказанных средней руки чиновниками.
Реакция британской прессы как на ладони показала основные опасения Лондона: увеличение поставок энергоресурсов, переход на расчёты в рублях и рупиях, наращивание сотрудничества в военной сфере. Более того, уязвлённая реакция Индии на британские поучения идеально легла в тренд последних недель, связанных с позорным турне наследников британской короны по Карибам в честь 70-летнего юбилея правления Елизаветы II. Освистывания и протесты в ответ на неловкие попытки извиниться за колониальное прошлое, пиар-катастрофа королевской семьи и заметное ухудшение перспектив существования Содружества после смерти королевы – таков итог поездки Уильяма и Кейт по карликовым островам в Карибском море.
Представьте, какую реакцию может вызвать сознательная раскрутка деколонизационных идей в странах, наиболее пострадавших от «бремени белого человека»: Индии и Китае. Сближение между этими извечными соперниками также стало признаком глобальной конфронтации. 25 марта в Нью-Дели прошла встреча китайского министра иностранных дел Вана И и советника индийского премьер-министра Аджита Довала. Прошедшая встреча имела куда больше значения, чем показалось журналистам на первый взгляд. Дипломатический символизм оказался отброшен в угоду практичности встречи двух чиновников, занимающих важные посты в своих государствах – Ван И входит в Госсовет КНР и является одним из самых верных соратников Си Цзиньпина, а Довал, будучи таким же близким сторонником Нарендры Моди, известен разработкой «доктрины Довала». Суть этой стратегии внешнеполитических устремлений Индии состоит в трёх пунктах: прагматизм, решительность, готовность применить силу. Встреча индийского «ястреба» с руководителем китайской дипломатии, их совместные заявления о необходимости слаженной работы на благо друг друга и всей Азии – новость для Запада куда более тревожная, чем отмена визита британских парламентариев.
Джейк Салливан, один из наиболее блистательных птенцов «гнезда Клинтон» и советник Байдена по нацбезопасности, 26 марта выдал гениальную идею: если прямые санкции против России не работают, надо наказывать тех, кто всё ещё имеет с Россией дело. С учётом показанной на весь мир ненадёжности доллара и излишне нервной реакции провозглашателей и руководителей «нового мирового порядка» на нежелание Азии, Африки и Южной Америки давить на Россию, подобные заявления только подтолкнут к созданию новых союзов вчерашних противников.
20 марта премьер Пакистана Имран Хан похвалил внешнюю политику Индии! «Сегодня я приветствую Индию. Она всегда придерживалась независимой внешней политики, направленной на благо её народа». Азиатские разговоры об отказе от доллара в расчётах за нефть между арабами и китайцами слышны всё громче, а их неофициальность, очевидно, сохраняется лишь благодаря пока открытому финалу истории с требованием России получать плату за газ в рублях. Несоответствие между ожидаемым глобальным порывом всеобщего давления на Россию новым железным занавесом и реальностью, где Россия начала перестраивать свою экономику в сторону Азии, породило в Financial Times переосмысление старой присказки, описывавшей международные отношения в 1990-е. Тогда это было «The West and the Rest» (Запад и всё остальное), а сегодня – «The West against the Rest» (Запад против всего остального).
Не проходит и дня, чтоб вашингтонского старца не обвинили в деменции, маразме и полоумии. Дряхлая акула вашингтонских аппаратных войн не так проста – мало того, что Байден отличается столь редким в наше безумное время здравомыслием и осторожностью, так он ещё и не отказывает себе в маленьких радостях нехитрого троллинга. В минувшую пятницу, произнося речь перед американскими солдатами в Жешуве, он вякнул что-то вроде «украинцы очень смелые – вы сами увидите, когда будете там». На следующий же день в ходе своей «исторической и эпохальной» речи в Варшаве, он, описывая отсутствие у России перспектив, заявил, что Россия из страны XXI века превращается в страну XIX века. Ещё раз: этот старый тролль в Варшаве – вот уж где помнят, чем Россия занималась в свой золотой век – пообещал России, в этот самый момент беззастенчиво лупившей украинскую армию неподалёку, возвращение в XIX век, блистательное и успешное время в истории нашей страны…
Сложно ждать от американского бюрократа, мыслящего пределами четырёхлеток президентских и парламентских сроков, глубокого понимания исторических закономерностей. Но, может статься, полвека присутствия на самой верхушке вашингтонской власти в эпоху утверждения и разрушения американского всевластия заложили внутрь Джо какие-то бессознательные зацепки, позволяющие так надёжно провозглашать сломы эпох. Бедность лексикона, свойственная американцам и политикам, не позволяет ему в полной мере выразить то, что чувствуют сегодня многие, но Джо Байден, вкладывая в эти слова радикально иной смысл, своим обещанием вернуть Россию в XIX век провозгласил наступление новой эпохи империй.
Отказ мира от объединения под властью единого центра силы, разбитие глобального мира на десятки сфер влияния больших игроков, признание разнообразия и несовместимости как ключевого фактора международной политики, – вот признаки грядущего мироустройства. В мартовские иды 2066 лет назад в театре Помпея было положено начало уничтожению Римской республики – ослабевшей, заплутавшей, полной внутренних конфликтов и принципиально нерешаемых противоречий. Спасением – как тогда для первого Рима, так и сегодня для Рима третьего – неизменно является прагматизм, решительность и готовность применить силу: обладатели этих качеств откроют для себя новую эпоху империй.
Ну а в сегодняшних уголках умирающего глобального мира, занявшего в своё время «правильную сторону истории», эта эпоха станет новым Средневековьем – лоскутные одеяла новых государств, эти наспех сшитые из десятков несовместимых народностей нации, порвутся на разноцветные тряпки, конфетти на политической карте. Да здравствует раздробленность!