В замечательной детской книжке "Незнайка на Луне", написанной Николаем Носовым ещё в начале 1960-х годов, содержались все чаяния и смыслы капиталистического образа жизни. Основной тезис "свободного рыночного общества" тоже весьма доходчиво сформулирован, посему я его с удовольствием процитирую. Итак, личности оцениваются "…не за их способности, не за их ум, доброту, честность и тому подобные моральные качества, а исключительно за те деньги, которыми они владели". Далее развивается нехитрая мысль, что на Луне (читай — при буржуях) всему своя цена, и за плату можно всё, даже унижать других людей. Потому что капитал — основное мерило и генеральная цель. А ещё — деньги не пахнут и победителей не судят. Если вы читали сказку, то, вероятно, помните такую садистскую потеху местных обывателей, как "Весёлый балаганчик". "На помосте за занавеской, сделанноaй из обыкновенной простыни, стоял какой-то смешной коротышка. Он просунул голову в круглое отверстие, имевшееся посреди простыни, а стоявшие перед помостом зрители швыряли в него резиновыми мячами, целясь прямо в лицо. Коротышка смешно гримасничал и нелепо дёргался в стороны, стараясь уберечь лицо от ударов, что очень веселило зрителей". Незнайке — жителю солнечно-коммунистической Земли, сие показалось диким: "Это же, наверно, больно, когда по лицу мячом?", на что воспоследовал ответ: "Но ведь надо как-нибудь зарабатывать на жизнь. Ему хозяин платит за это". Нам, людям, воспитанным в иной традиции, подобное унижение казалось дикостью, несовместимой со званием хомо-сапиенса, а "лунные" нравы представлялись чем-то запредельным, далёким и совершенно чуждым. Гениальный фантазёр Носов уверил нас, что и на капиталистической Луне, и в других, не менее жутких точках Галактики, всё равно в конечном итоге победит коммунистическая идея. Но на то он и сказочник, чтобы красиво мечтать, тогда как мы сами очутились в социуме, где человек стоит денег, а деньги правят человеком.
…Не так давно все средства массовой информации буквально взорвались от возмущения, а топы Живого Журнала запестрели шокирующим сообщением: юный богатенький отпрыск развлекался тем, что предлагал прохожим сделать нечто аморальное и гнусное за определённую сумму. Всё это снималось на видео и выкладывалось в социальные сети. В преамбулах к видео также говорилось, что мальчик Гриша ставит своей целью выяснить, на какие мерзости и низости люди способны пойти из-за двух-трёх пятитысячных банкнот. Так сказать, бабло выявляет зло. Что меня здесь больше всего поразило? Даже не то, что позолоченный мажор свято верит в принципиальную покупаемость любого товара, включая честь и совесть. Меня изумила та реакция жалости, которую большинство сограждан проявили в отношении Гришиных жертв. Мол, пресыщенный подонок измывался над безответно-безропотными девушками, заставляя их раздеваться прямо на улице! Да как он смеет?! Ату его!
Я внимательно отсмотрела то видео — модно одетая юница поначалу не соглашалась, но потом её отзывчивое сердечко дрогнуло при виде купюр. Остальные фигуранты позорных действ также не выглядели забитыми животинками. Напротив, этакие раскованные и лишённые комплексов молодые люди, выросшие в "правильном понимании" товарных отношений. На всякую штуку и всякую бяку — свой купец и своя красная цена. Их прилюдное унижение стоит десятку …или чуть больше. В данной ситуации нет палачей и жертв, но есть участники омерзительного спектакля, посему клясть одного только мажора и оплакивать позор раздетой девицы — это, по крайней мере, нечестно. У тех, кто срамился, был выбор. Их никто не бил. Им никто не угрожал. Тут не концлагерь, в конце-то концов. Впрочем, и в Бухенвальде, и Освенциме люди проявляли себя по-разному. Одни пытались всеми правдами и неправдами выжить, иной раз предавая своих, а другие — создавали подпольные организации или устраивали побег. Здесь же мы видим ярчайший пример той самой психологической модели, которую нам часто демонстрировали статьи, фильмы и — сказки о том чуждом мире, где всё продаётся и всё покупается.
Вспоминается диалог из повести братьев Стругацких "Стажёры". Фон повествования — биполярный мир. Победивший коммунизм всё ещё уживается с последними островками рыночной "вольницы". Наш человек общается в международном баре с типичным представителем буржуазного социума: "И ещё одно, — сказал он. — Эти самые грязные бумажки, о которых вы говорите. В вашей сумасшедшей стране все знают, что деньги — это грязь. Но у меня в стране всякий знает, что грязь — это, к сожалению, не деньги". Далее следует искромётная дискуссия — по её результатам побеждает, разумеется, коммунист, для коего в работе главное — созидание, увлечённость процессом и глубокий общечеловеческий смысл. Но сейчас оно звучит наивно — многие молодые люди легко расстаются с возвышенными мечтами и гонятся за высокими гонорарами, ибо учителем быть, конечно, интересно, а финансистом — круто. А ещё они чётко знают, что деньги — это не грязь. И что реальную грязь тоже можно превратить в деньги, например, сожрав её по просьбе какого-нибудь Гриши.