Утро без оглушительной сенсации — считай, что день прошёл зря! Таков закон современных СМИ — как говорится, ничего не попишешь (в прямом смысле этого слова). Не так давно — примерно неделю назад — все новостные порталы и топовые блоги запестрели сообщением: один солидный дядя-ректор с Урала, а по совместительству — политик, объявил дамам-педагогам, чтобы те перестали уповать на скудные учительские зарплаты, а приискали бы себе обеспеченных мужчин. Цитировалось буквально следующее: "Хочу вам дать совет, чтобы вы ориентировались больше на личные дела и нашли мужа с достатком". И доверительно добавил: "В России много хороших мужиков, горняки есть". Одних это чрезвычайно возмутило, ибо господин ректор сию тираду произнёс на собрании, посвящённом грядущим снижениям заработной платы. Тут же вспомнились словеса некоего депутата, посоветовавшего заниматься лечебным голоданием в периоды продовольственно-финансовых кризисов. Другие — радостно согласились и даже подтвердили: "Да. Женщине надо иногда что-нибудь творить для реализации своих талантов, а не вкалывать на работе, дома и на шести дачных сотках, как у нас тут привыкли". Собственно, в том ректорском выступлении содержалась важная мысль, которую, к сожалению, заболтали-забыли-заиграли: счастье каждой женщины должно заключаться в её семье, а работа им нужна не для денег, а, "…как говорится, ради искусства". При этом "…поддерживать их должны мужчины, исконные добытчики. А то у нас женщина превращается в лошадь, которая работает по сорок часов, а еще должна любить, воспитывать и заниматься хозяйством". Грубо, прямолинейно и беспардонно — это факт, однако ж, определённое рациональное зерно во всём этом есть.
По иронии судьбы, всё это прозвучало в преддверии любимого дамского праздника — 8 Марта, когда весенний воздух — чист и свеж, а на улицах наших городов идёт бойкая торговля солнечной мимозой. Забавно, что этот день когда-то считался сугубо непраздничным и даже — наоборот! Имена Клары Цеткин и Розы Люксембург, в общем-то, не располагают к веселью. 8 марта, как суровое напоминание о борьбе прогрессивных сил за женское равноправие. За право голоса. За равные с мужиками заработные платы. За право на свободу... от мужчины. Напомню, что ещё в начале XX века законодательство большинства стран требовало от жены совместного проживания с супругом, и если последний решал истребовать свою сбежавшую, (например, от побоев) жену к себе, он мог спокойно это сделать. Дама действительно не считалась субъектом, равным кавалеру — недаром до сих пор бытует красивая формулировка "слабый пол". Даже борьба с корсетами, уродовавшими женское здоровье, встречала противодействие в обществе, и вовсе не по эстетическим соображениям — учёные мужи доказывали, что женский торс от природы настолько хлипок, что если не поддерживать оный строгим панцирем, дама в прямом смысле этого слова — развалится. А потом пришли деятельные суфражистки, носившие мешкообразные, бескорсетные dress-reform-ы, и затребовали избирательных прав, а также прочих трудовых и социальных возможностей. На деле всё обстояло проще — стремительно развивающейся промышленности потребовались свободные рабочие руки, а тут и Первая мировая война началась! Как было не дать женщине всемерное право на труд?
Однако день 8 марта, популярный в 1910-1920-х годах во всём мире, по-настоящему прижился и полюбился только в Советском Союзе. Причём, изначальное его содержание со временем было полностью утрачено — праздник приобрёл гендерную окраску, превратившись в "мамин праздник" и в день, когда по традиции мужчина сам моет посуду. Вместе с тем, в СССР укоренилась догма: женщина объявлялась не только полноправным тружеником, товарищем и соратницей; она по-прежнему оставалась домашней хозяйкой, матерью и воспитательницей подрастающего поколения. В прессе постоянно поднимался этот злободневный вопрос: почему наши женщины имеют так много обязанностей? Вспоминается материал, напечатанный в журнале "Здоровье" (№5, 1978 год) под названием "Как наполнить бочку Данаид?" Автор приводил слова некоей своей знакомой, уставшей совмещать работу с домом: "В конце концов, мы оба одинаково работаем! И, между прочим, одинаково зарабатываем! Раньше хоть было разделение труда — муж работал, жена вела хозяйство, по крайней мере, справедливо…" Но, увы, проблема никуда не улетучилась, а с приходом капитализма ещё и усугубилась — мутным потоком хлынули статьи об эталонно-деловитой женщине в костюме супер-босса, которая умело совмещает совет директоров со SPA-салоном и — с "полезным для тонуса" промискуитетом, а примерно в возрасте сорока лет (когда успешно состоялась как офисная профи) — рожает единственного ребёнка, чтобы… тут же отправить его на обучение в Англию. Таким образом, вредный, но хотя бы величественно-пафосный советский идеал оказался заменён ещё более нездоровым образом.
А вот господин ректор с Урала как раз напомнил и женщинам, и мужчинам, что мы где-то растеряли, забыли себя. Разумеется, повод у него был не очень "комильфотный" — люди реально обеспокоены снижением уровня жизни, но уж что сказано, то сказано — слово не воробей.