Авторский блог Галина Иванкина 00:00 3 июля 2014

Марш-бросок

Раскройте любой номер журнала "Крокодил" начала 1980-х годов — в каждом номере отыщется карикатура на крепенькую тётку, скачущую по магазинам в рабочее время.

Недавно отмечалось столетие со дня рождения Юрия Владимировича Андропова. Он пробыл у власти чуть больше года. Фигура, прямо скажем, крайне противоречивая и неоднозначная. Итак, 1983-й — суровый и прохладный год. Закручивание гаек и возрождение сталинизма? Или — …первая попытка Перестройки? Андропова, по большому счёту, ругают все — либералы за те самые "гайки", а имперцы — за несомненный интерес к Западу, к его социально-экономической модели. В общем, не будь Андропова, не случилось бы и Горбачёва. Но я сегодня вспомню лишь одну — положительную — деталь, связанную с андроповским наследием.

Укрепление трудовой дисциплины, искоренение тунеядства, борьба с прогулами — так это звучало в официальных документах. Раскройте любой номер журнала "Крокодил" начала 1980-х годов — в каждом номере отыщется карикатура на крепенькую тётку, скачущую по магазинам в рабочее время. Или же нам будет явлен патлатый, фирменно одетый тунеядец, возлежащий в обнимку с японским двухкассетником. Но "Крокодил" — это сатирический журнал, бичующий дурные нравы и прочие недоработки системы. Тут всё ясно. Давайте посмотрим наши любимые — культовые — кинокартины именно с точки зрения той самой "трудовой дисциплины".

Итак, перед нами — незыблемый лидер современного телевещания, "старая песня о главном", вечная и прекрасная сказка про "осень жизни". Узнали? Да. Рязановский "Служебный роман". С чего, по сути, начинается повествование? С широкомасштабной, талантливо отснятой сцены дамского прихорашивания…на рабочем месте. Замечу — все эти пригожие фемины даже не задумываются о том, что совершают нечто, противоречащее КЗоТу. Они вовремя прибежали в свой оупен-спейс, перемигнулись с приятельницами и — давай наводить красоту. В едином порыве — всем коллективом. "Это — традиция", — говорит нам закадровый голос Новосельцева. Идём далее. Секретарша Верочка на работе вяжет, сплетничает, покупает сапоги и продаёт добытые в "боях" импортные шмотки. Симпатичная, но…активная общественница Шурочка с трудом припоминает, что она, собственно, из бухгалтерии. Блондинка Оленька Рыжова успевает не только писать длинные, прямо как в Галантном Веке, письмена "любимому Юре", но и шастать по окрестным торговым точкам. Оказывается, тому есть рациональное объяснение, полностью извиняющее Олю — перерыв в магазине трагическим образом совпадает с перерывом в родном статистическом управлении. Впрочем, и сама начальственная мымра Калугина — супер-профи и женщина-камень, именно во время рабочего дня совещается с мудрой Верочкой на предмет блайзеров, батников и актуальной комбинаторности. И в тот момент, когда Людмила Прокофьевна стала уже просекать все тонкости женского обаяния, в помещение нахально вваливаются посторонние фигуранты — энергичная Шура и снулый Новосельцев, изнывающий под тяжестью бронзовой лошади. То есть они тоже "гуляли" во время работы.

Далее? Перед нами — ещё один культовый фильм, новогодняя феерия "Чародеи". Большинство обитателей НУИНУ тихо и мирно делают карьеру в науке. Девочки на рабочем месте красятся и судачат, шефиня Шемаханская изображает из себя супермозг, а подонок Сатанеев устраивает подлянки да интрижки. Блаженная эра позднего Застоя! Помните, с чего начала хорошенькая Алёна, когда её превратили в холодную и злую ведьму? С…наведения порядка в подведомственном ей коллективе. Она, аки злобный вихрь, врывается в свой отдел и с истеричным воплем: "Это вам не мюзик-холл и не парикмахерская!" принимается учить трудовому политесу обескураженных и, более того, страшно обиженных на неё сотрудниц. Алёна-то Игоревна не в себе! Мерзкий характер и снобизм, которые стали ей отныне присущи, сопрягаются с появившейся вдруг начальственной требовательностью. Авторы ставят знак равенства. Ещё один несомненный шедевр — драма "Полёты во сне и наяву". Судьбина провинциального интеллигента — он выдохся, надорвался и — загулял. Во всех отношениях. Однако нам транслируют нехитрую мысль — его отлучки во время работы — это не нарушения трудовой дисциплины, а жестокий, сводящий с ума кризис талантливого неудачника. Он как бы имеет на это право — смыться и не работать.

Замечу, что все вышеперечисленные киногерои — и обитатели калугинского офиса, и девочки из НУИНУ, и тем более, заблудший гений Сергей Макаров из "Полётов…" — все они хорошие, положительные люди, а не гады-сволочи, разрушающие экономику страны. Вы можете себе представить положительного прогульщика в сталинском кино? Я — нет. А в эпоху Застоя подобные образы оказались нормой. Хорошей, крепкой нормой. А сочувствующий зритель — считывал, сглатывал и записывал себе в подкорку. Есть вопросы? Потому и андроповский 1983-й стал для многих "суровым годом". Но все эти положительные меры, конечно же, не обеляют фигуру явного западника Андропова, его попыток переиначить, "переписать" социализм… Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз.

На фото: кадр из фильма «Служебный роман»

1.0x