Авторский блог Галина Иванкина 00:00 8 мая 2014

Марш-бросок

Скоро 9 мая — праздник Победы. Поэтому у всех на слуху нормативно-правовой акт, направленный против восхваления и реабилитации нацизма. Да, в обществе сложилась настолько серьёзная ситуация, что понадобилось вмешательство всесильного Государства

Скоро 9 мая — праздник Победы. Поэтому у всех на слуху нормативно-правовой акт, направленный против восхваления и реабилитации нацизма. Да, в обществе сложилась настолько серьёзная ситуация, что понадобилось вмешательство всесильного Государства. Законом также вводится наказание за отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала и за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, а, кроме того, за осквернение дней воинской славы и памятных дат России. У креативных особей тут же началась отрепетированная истерика: "Ещё немного — и запретят ругать Сталина!" А ещё …им часто импонирует пресловутая эстетика Третьего рейха.

Для некоторых господинчиков (особенно из молодой офисной поросли) это стало уже какой-то аксиомой — у фашистов, в отличие от наших ребят, были элегантные мундиры, прекрасная выправка, изысканные манеры. Да-да, конечно — смущённо краснеют иные собеседники-эстеты — они враги, сволочи и нелюди, но форма…форма-то была великолепной. Как посоветовала мне одна начитанная либеральная дама: "Постарайся посмотреть на это глазами искусствоведа, как на картину или на статуэтку, отключи "совок" в голове". Что ж? Некоторые люди до такой степени уже отключили в себе "совок", что вместе с ним вырубилась и совесть. Замечу — смакование нацистской эстетики чаще всего исходит не от дремучих, одноклеточных особей, а именно от толерантных гуманитариев, долгие годы выдавливающих из себя по капле "совок", подобно тому, как Чехов выдавливал из себя раба.

В середине 2000-х на просторах Интернета развернулась тема так называемого "гламурного фашизма" — её апологетами оказались модные и продвинутые ребятки, как правило, из обеспеченных семей. Смысл их пошленькой, немудрёной концепции таков: эстетика нацизма, видите ли, несла в себе зачатки того, что мы сегодня именуем роскошным и сладеньким словом "гламур", тогда как советский мир был бесполо-пуританским, немодно-лапотным, краснознамённо-месткомовским, да и просто поганым. И — любимый рефрен про "зловещую красоту от Хьюго Босса", который, между нами говоря, никакой эсэсовской формы не разрабатывал. Автором "гламурного шика СС" явился малоизвестный в креативных кругах Карл Дибич — специалист по геральдике, который взял за основу атрибутику "чёрных гусар" (гусар смерти) Фридриха Великого.

Мне довольно часто попадаются бойкие тезисы о том, что "красота" фашизма — это некая квинтэссенция обаяния зла, которое очень часто выглядит соблазнительнее "пресного" добра. Мол, дьявольское — за счёт своей изощрённости — иной раз привлекает больше, нежели божественное. Недаром во все времена существовал феномен любви, точнее — пристального интереса к отрицательным персонажам, а жизнь Калигулы или Лукреции Борджиа волнует жадную до эффектов толпу куда как сильнее, чем жития святых праведников. На эту тему можно рассуждать до бесконечности. Тут интересно другое — яркое, почти мистическое несходство нацистской и советской эстетических программ.

Эстетика Сталина отличается от эстетики Гитлера, как день отличается от ночи, причём в этой моей фразе нет никакого поэтического пафоса, а всё предельно конкретно, даже грубо. Советский плакат, соцреализмовские полотна, архитектурные формы Большого Стиля, оптимистичное кино — всё это обращено к утру, к трудовому дню, к светилу. Ночь, темнота в нашей эстетике — это скорее исключение, чем правило. Залитые светом стадионы на картинах Дейнеки и Самохвалова, насыщенный ярчайший мир гайдаровских повестей, белые одежды юных спортсменов. "Светлый путь" — так называется знаковый кинофильм эпохи. "Новая Москва" Юрия Пименова — настоящий гимн победительной солнечности. Мозаичные панно станции метро "Маяковская" — парашютисты, самолёты, яблони в цвету — всё это на фоне дивного синего неба. Это — энергия.

А что мы видим в Третьем рейхе? Культ ночи и мрака, почитание смерти. "Мёртвые головы" на фуражках, чёрные мундиры, ночные процессии с факелами, воспламеняющими темноту. Посмотрите любую художественную вещь, созданную в нацистской Германии, — в картинах нет воздуха, нет пространства. Ощущение скованности и омертвелости, даже если речь идёт о любовании "чистой нордической красотой". Даже белое выглядит зловеще. Агрессия вместо энергии, а, как известно, агрессия обречена, особенно при столкновении с энергией. Смотрите: символ сталинской эпохи — это парад физкультурников, который проводился утром. Образ Третьего рейха — это ночные факельные шествия. Ночь в любой культурной традиции — это мрачная мистерия, это пробуждение потусторонних сил. Это сила мглы. И эта мгла хотела уничтожить Солнце. Но свет всегда сильнее, а Гитлер проиграл Сталину не только как вождь, но и как "дизайнер". Зло, оно и есть зло, как бы красивенько с точки зрения иных гламур-искусствоведов оно ни выглядело… А ещё я хочу дожить до того дня, когда будет попросту стыдно говорить о том, что тебе нравится форма СС, ведь вкусы не регламентируются нормативными актами. Поэтому вся надежда — на исправление общественных нравов.

1.0x