Авторский блог Александр Проханов 00:00 29 октября 2015

Памяти Мамлеева

Сквозь адские образы падшего человечества, образы падшей земной жизни всё отчётливее сияли образы другого — горнего, бессмертного, сияющего мира. И вершиной этого мира была его ненаглядная и любимая Россия. Чем страшнее была в его описаниях русская земная жизнь, тем восхитительнее и божественнее была Русь негасимая, Русь нетленная, Русь божественная. И среди огромного ареопага русских художников, воспевавших Россию, он выбрал Есенина. Казалось бы, Мамлеев-творец и Есенин-творец были на разных полюсах культуры, литературы. Но эти полюса сошлись — в образе любимой России.

От нас ушёл Юрий Витальевич Мамлеев. Уходил тяжело, в муках, в великих страданиях, погружаясь в бред. Но и в последние моменты своей земной жизни продолжал пророчествовать, прорицать. Ему открывались видения восхитительной, небесной, негасимой России — образы, откровения, которые посещали его все последние десятилетия.

Я знал его очень давно, с моих юношеских лет, с 60-х годов, когда по Москве кочевали из переулка в переулок, из дома в дом странная компания волхвов, безумцев, осквернителей, шутов гороховых, мистиков, прорицателей. Они колдовали, глумились, читали стихи, пили водку, поносили власть, срывали табу не только с советской этики, с советской идеологии, но и со всего, что было запечатано на протяжении тысячелетий культуры.

Центром этих эзотерических кружков был Юрий Мамлеев. Тогда вальяжный, тонко-ироничный, барственный, окружённый обожателями и обожательницами. Он приходил в дом, где перед ним все расступались. В центре ему ставили кресло, он доставал из кармана несвежего пиджака листки бумаги, политые то ли пивом, то ли слезами, читал свои инфернальные рассказы, наполненные жутью, страшными, нечеловеческими картинами и образами, чертовщиной, что пострашнее чертовщины гоголевской. Все внимали, ахали, наслаждались этими кошмарами. И мне, внутренне не понимавшему образы русского подполья, образы русской смерти, тем не менее казалось, что сквозь эти — иногда чудовищные — речения пробивается свет, брезжит луг лазоревый. Я говорил об этом Мамлееву, и он только посмеивался: "Быть может, быть может".

Потом наши пути разошлись. Я уехал на остров Даманский, увидел первый грозный бой, который вело одно государство с другим. Я отошёл от этих эзотериков, у меня складывалось другое мировоззрение. А Мамлеев со всей компанией, со стаей весёлых, таинственных и жутковатых птиц продолжал летать над Москвой.

Его рассказы не печатались. Бремя подпольного писателя стало для него невыносимо, и он уехал из России на Запад в надежде получить признание там — и отчасти получил. Его рассказы, повести там печатались Но вскоре пал Советский Союз, и диссидентская сущность Мамлеева перестала волновать людей. Он вернулся в Россию.

Здесь его ждал успех — роман "Шатуны" стал бестселлером. Вокруг писателя образовалась школа поклонников — мистиков, людей, которые искали смыслы за пределами реальности. Его литературная среда, школа расширялась, и в ней по-прежнему царили образы русского подполья — такого глубокого и тёмного, что, наверное, и Достоевскому не снилось. Но странное дело. Сквозь адские образы падшего человечества, образы падшей земной жизни всё отчётливее сияли образы другого — горнего, бессмертного, сияющего мира. И вершиной этого мира была его ненаглядная и любимая Россия. Чем страшнее была в его описаниях русская земная жизнь, тем восхитительнее и божественнее была Русь негасимая, Русь нетленная, Русь божественная. И среди огромного ареопага русских художников, воспевавших Россию, он выбрал Есенина. Казалось бы, Мамлеев-творец и Есенин-творец были на разных полюсах культуры, литературы. Но эти полюса сошлись — в образе любимой России.

Его постигла кончина, когда он ещё не закончил свой труд. На столе остались недописанные рукописи, в памяти друзей остались недосказанные речения. И нам, друзьям, будет его не хватать, а книги займут место в кумирне русской литературы.

Александр ПРОХАНОВ

***

Правительственная телеграмма 26 октября 2015

Ушел из жизни Юрий Витальевич Мамлеев — писатель-философ, драматург, поэт. В историю отечественной культуры он вошел как классик русской литературы ХХ века, основоположник "метафизического реализма". Личность огромного таланта и ума, при этом, человек в высшей степени интеллигентный и скромный. Он никогда не стремился к славе, его главным богатством было то, что жило в его душе и находило отражение в философских изысканиях и художественных произведениях.

Приношу искренние соболезнования всем родным, близким и коллегам Юрия Витальевича.

Вечная память.

Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский

***

Юрий Мамлеев. Хохот богов. Размышления, записанные незадолго до кончины

Современный мир очень прост и примитивен, и подкладка его всегда видна. Здесь нет ничего особенного — сверхдуховности или пародии на духовность. Есть только бизнес: привлечение людей, а значит — денег. Сегодня мы наблюдаем процесс, который один философ обозначил как "уход от человека". Это уход и от человека как образа и подобия Божиего, и уход от человеческого существа, которое мы знали на протяжении тысячелетий.

Проблема заключается не в том, что можно как-то трактовать Священное Писание, священные тексты, пророков, святых и мудрецов. Как известно, в средние века таких трактовок было сколько угодно. Религиозные книги были настолько глубоки, сильны и свободны, что никакой особой цензуры не было. Хотя церковь, конечно, боялась, что эти тексты могут смутить умы и породить сектантство. После Средневековья началось падение религиозного сознания как такового.

И сегодня, когда значимые религиозные фигуры, святые, изображаются комически или в нелепых ситуациях, — это не носит характер какой-то свободы и каких-то исканий. Это откровенная профанация и дикое невежество, симптом грандиозного, катастрофического упадка духовного начала в человеке и в этом мире.

Надо понять, что Господа Бога совершенно не интересуют наши заводы, технологии, еда. Его интересует высший смысл, духовное наполнение, которое связано с космическими явлениями и с промыслом Божьим о нас. Отступление от Бога — это вторая смерть, смерть духовная, которая определяет человека уже не как человека, но как низшее существо. Говоря символически, сейчас вторая смерть присутствует в жизни.

Проблема свободы — это очень сложная проблема. Есть свобода верха, есть свобода низа, есть свобода для Бога, высшая свобода, есть свобода для дьявола. Одна свобода ведёт в ад, другая свобода ведёт к спасению. Всё это абсолютная реальность. И дело не в том, что надо запретить издевательства над религией. Дело гораздо глубже — в состоянии человеческих душ. Альтернатива здесь — гибель в войне, в природных катаклизмах, которые бывают всегда, когда человечество заходит в тупик — это известно из древней истории. Поэтому сейчас критический момент в истории человечества и в социальном плане, и, главное, в духовном.

В своё время древние греки говорили, что боги смеются над людьми, над их духовной беспомощностью, над отсутствием у них настоящих знаний о природе этого мира. Но вот я думаю: если тогда, в древние времена, когда была высокая духовная цивилизация, где жили Платон, Аристотель, потом явился Спаситель, и они смеялись над людьми, то как же они реагируют на наше состояние сейчас? Вероятно, теперь над миром, не переставая, гремит оглушительный гомерический хохот богов, наблюдающих несчастное человечество.

26 ноября 2025
13 ноября 2025
20 ноября 2025
1.0x