Авторский блог Дмитрий Винник 08:58 6 октября 2020

Малыш и бомба

сказка про создание РДС-1

Во время последней большой войны против фашистов у нас были разные союзники. Одним союзником были американцы. Когда мы победили фашистов, американцы уговорили нас напасть на японцев, с которыми они тоже воевали. Мы напали, разгромили самую большую японскую армию в Китае и думали, что делать дальше. К этому моменту американцы соорудили самую большую бомбу в истории. Это была атомная бомба. Одна атомная бомба способна взорвать целый город. Страшная бомба!

Чтобы украсть у нас победу над японцами, они скинули две таких бомбы на мирные японские города Хиросима и Нагасаки. Это было очень жестоко. Красная армия не воевала с мирными жителями, а только с армиями врага. А американская и британская — воевали, бомбили жилые кварталы почем зря. Одну бомбу они назвали «Малыш», прям как тебя, Малыш. А вторую – «Толстяк», видимо в честь одного из трех толстяков из романа Юрия Олеши. Это такой у них чёрный юмор, у этих американских вояк.

Погибло очень много мирных японцев. Десятки тысяч. Главный американец Трумэн встретился с нашим товарищем Сталиным и сказал, что они скинули бомбу на Хиросиму. Запугать хотел нашего Сталина. Но товарищ Сталин не зря носил свою фамилию. Промолчал Верховный Главнокомандующий, даже бровью не повел, ни одна жилка на его щербатом лице не дрогнула! Вот это выдержка!

Вернулся товарищ Сталин в Москву, в Кремль, созвал самых лучших наших ученых и сказал, что мы тоже должны сделать такую бомбу, дабы американцам нас не повадно пугать было. А ведь и скинуть могут на бывшего союзника — прямо на Кремль. Подлые они – американские буржуины. Мы с ними немецких и японских фашистов вместе одолели, а они нашу столицу хотят разбомбить, а потом продать наши заводы капиталистам и заставить их кока-колу продавать.

Назначил он самым главным ученым физика Курчатова, а самым главным начальником – первого разведчика Берию. Берия был суровый человек, очень ответственный. Берия должен был секреты американской бомбы украсть и искать шпионов врага среди наших ученых, а Курчатов эту бомбу сделать.

Собрал Курчатов лучших ученых — физиков, химиков, геологов, инженеров-обогатителей, металлургов, электронщиков и дал всем задания.

«Вы лучшие геологи», - сказал он геологам, - «Идите в Сибирь, Казахстан и ищите урановую руду. Нам нужен уран, что бы сделать бомбу как у американцев. Пропадем мы без бомбы, друзья!». Уран, Малыш, это такой очень тяжелый металл. Вот у тебя есть свинцовое грузило. Тяжелое? А такое же урановое грузило почти в два раза тяжелее.

«Вы лучшие инженеры-обогатители», — сказал Курчатов обогатителям, — «Раньше вы вольфрам стране из руды извлекали, чтобы снаряды делать, — танки фашистские жечь, а теперь вам надо придумать, как из нескольких сотен вагонов урановой руды несколько десятков килограмм оксида урана извлечь. Мы его потом химикам отдадим, они разберутся, что дальше делать. Идите и думайте». Урана, Малыш, в руде очень мало. Самая кроха! Всего несколько грамм на тонну! Вот представь, что есть у тебя песочница, а в ней золотая песчинка, и тебе надо эту песчинку найти! А еще представь, что песок этот сплавили в один большой стеклянный камень. Как разделить золото и кварц, из которого песок состоит? Тут без помощи инженеров-обогатителей никак.

«Вы лучшие химики», - казал он химикам, — «Родина вам доверила придумать, как из оксида урана, что обогатители нам намыли, урановый газ сделать. Это должен быть гексафторид урана», — сказал Курчатов.

«Вы лучшие физики. Я сам физик и знаю каково быть физиком», - сказал дедушка Курчатов физикам, — «Идите и делайте центрифугу, чтобы добыть уран из гексафторида урана». Центрифуга, Малыш, это как твоя юла, только внутри юлы этой урановый газ. Если ее крутить быстро-быстро, в тысячи раз быстрее твоего волчка, по краям урана будет больше чем в центре.

«Вы-лучшие физики-ядерщики», — сказал Курчатов физикам-ядерщикам, — «Идите и думайте, как соорудить ядерный реактор, чтобы уран в плутоний переработать. Мы бомбу из плутония делать будем. Плутония для бомбы меньше надо, чем урана».

«Вы лучшие металлурги» - сказал они инженерам, - «Идите и думайте, как плавить плутоний, что бы отлить из плутония правильные доли для имплозии». Эти доли прям как доли у апельсина. Вот только апельсин мы разбираем на доли, а здесь – наоборот – складываем, очень-очень плотно. С силой. Как сложаться доли, так и будет атомный взрыв. Сильно-сильно надо сложить доли, — струбцина тут не поможет, без взрывчатки здесь не обойдешься. Это как бы взрыв внутрь, поэтому имплозией он и называется.

«Вы лучшие электронщики», - сказал он электронщикам, - «Идите и думайте, как сделать синхронизатор, что бы доли сложились вовремя». Представь, Малыш, что тебе с пятью друзьями нужно выстрелить из рогаток так, что бы все шесть камешков одновременно попали друг в друга? Сложно? А эта задача в тысячу раз сложнее! Точность должна быть в одну милионную долю секунды.

Собрал Берия лучших разведчиков и сказал им: «Вы лучшие разведчики нашей Советской Родины. Я знаю, что все вы очень устали на войне с фашистами. Но нам надо помочь нашим ученым. Без нас ученые, конечно, справятся, но у нас мало времени. Почти что нет его. Нас предали наши союзники. Вы сами это хорошо знаете, вы же наши разведчики. Он хотят скинуть на товарища Сталина и наших мирных граждан атомную бомбу. Этого нельзя допустить. Поэтому надо украсть у американских ученых и военных секреты обогащения урана и чертежи атомной бомбы». Встал полковник Судоплатов, что взорвал конфетами украинского нациста Коновальца. Как конфетами можно взорвать, спросишь, Малыш? Дело в том, что в коробке с конфетами была бомба! Вот такими конфетками умеет советская разведка фашистов угощать. Говорит разведчик Судоплатов: «Товарищ Берия, мы все знаем, что красть не хорошо, да и опасно. У нас много друзей среди американских ученых. Может быть просто попросить, глядишь, кто-нибудь и поделится?». «Можно и попросить. А чего не хватать будет, — украсть у буржуинов. Идите и выполняйте», — распорядился тов. Берия, поправив очки без дужек, что прищепкой на носу держаться. Пенсне называется.

Собрал Берия лучших контрразведчиков и сказал им: «Мы делаем атомную бомбу. Это не просто секрет, это секрет всех секретов. Американцы не должны узнать имена наших ученых и инженеров и насколько у них все хорошо получается. Я всем даже само слово «бомба» говорить запрещаю. Будем называть его — «изделие». Идите и проследите, что бы во всех бумагах и тетрадках ученых наша бомба значилась как «изделие РДС-1», т.е. «реактивный двигатель специальный». Пусть думают, что мы новую ракету для «Катюши» делаем, если кто из шпионов название документа подсмотрит».

Закипела работа. Поехали геологи искать урановую руду по жарким степям Казахстана, Бурятии и Украины, по горной тайге Восточной Сибири. Нашли, привезли. Целые железнодорожные составы! Обогатили инженеры руду, достали из нее оксид урана. Химики изготовили из оксида урана урановый газ. Физики добыли из газа уран на своих скоростных волчках-центрифугах. Ядерщики пережгли уран на плутоний в своем ядерном реакторе. Металлурги отлили плутониевые доли. И начали инженеры бомбу собирать. А как собирать? Сложнейшая задача! Сделают часть работы, идут к Курчатову. А Курчатов возьмет чертежи, дайте, говорит, подумаю. Подумает полчаса и говорит – неправильно вы все сделали, не взорвется так наша бомба, надо так-то и так делать. Дивились инженеры и физики, откуда дедушка Кручатов правильные ответы знает? А это ему Берия помог. Проводит инженеров Курчатов, возьмет ключик, откроет свой сейф, достанет чертежи и смотрит, правильно ли все наши инженеры делают. Но, ты не думай, Малыш, что, если у тебя есть чертеж, легко бомбу сделать из своих деталей. Попробуй хотя-бы мопед собрать из деталей на свалке!

Дело в том, что наши разведчики украли чертежи американской бомбы. Им помогли американские евреи Розенберги, муж с женой. Не хотели эти евреи, что бы только у буржуинов бомба была. Добровольно нам помогали. Их потом американское гестапо раскрыло и их сожгли на электрическом стуле. Ничего не сказали под пытками и угрозами Розенберги, кто им информацию дал. До сих пор многие сомневаются, помогли они нам или нет. Но ты не сомневайся, Малыш, Розенберги — настоящие герои! А некоторые американские физики – Оппенгеймер, Бор и Фукс – тоже сами нам помогали, они не хотели, что бы Ротшильды и Рокфеллеры расправились с советским государством и во всем мире одни богатеи правили, кидаясь атомными бомбами. Хорошо поработал советская разведка!

Контразведчики — те, кто шпионов ловят, строжайшие правила секретности ввели. Очень трудная и сложная работа. Тысячи людей бомбу делают. Как за всеми уследить? Вдруг кто шпион или просто болтун? И придумали в контрразведке следить за тем, что бы каждый делал только свою работу и с другими специалистами без разрешения не общался: химики с физиками, физики с геологами и так далее. Настолько все чекисты засекретили, что многие и не знали, что они тоже бомбу делают! А просты рабочие так и не знали вовсе! Замучили чекисты ученых и инженеров своими правилами и проверками! Когда чекисты совсем работать мешали по своему незнанию как наука делается, ученые их разыгрывали, показывая, как зряшно-придуманные правила легко обойти можно. Издевались иногда, прямо скажем. Их и досталось чекистам от ученых! Чекисты то тогда обычно университетов не кончали. Так и работали. Но, контрразведчики все-равно хорошо свою работу сделали. Так и не узнали американцы, что у нас бомба готова, думали, что мы ее еще года три делать будем. А за это время они собирались все наши большие города разбомбить. Даже название плану жуткое придумали — «Дропшот». Это такой короткий удар в теннис, — р-раз, и все!

Собрали наши ученые бомбу. Разведчики славно помогли. Привезли ее к товарищу Сталину в Кремль. Потрогал Сталин бомбу и говорит: «Теплая!». «Да, товарищ Сталин», —, отвечает Курчатов, плутоний постоянно распадается и греется». «Ну что-ж, теперь и у нас есть бомба, а не только у американских вояк», — говорит товарищ Сталин, — «А теперь езжайте в пустынную сеть под Семипалатинском, что в Казахастане, и взорвите там ее. Бомбу испытать необходимо. Взорвем бомбу, но никому пока не скажем, посмотрим, как у американцев разведка работает, поймут ли они, что мы бомбу испытали», — и улыбнулся в свои усы. Товарищ Сталин был очень мудрый вождь, когда на каторге сидел при царе, многому научился. Он знал, что почем зря ножиком и наганом перед хулиганами и бандитами махать не надо. Пусть лучше он не знают точно, есть ли у тебя ножик или наган. Настоящая сила она не напоказ, невидима глазами, но враг ее нутром чувствует и от этого еще больше боится, порой до дрожи в коленках. Запомни это, Малыш, это хороший урок от товарища Сталина.

Всего 4 года после разгрома японцев, 29 августа, прямо в день твоего рождения, Малыш, взорвали наши атомную бомбу в казахской степи. Вспыхнула невысоко над горизонтом яркая-яркая точка, ярче тысячи солнц, раздулась в мгновение ока до огненного пузыря цвета раскаленной сурьмы, лопнул пузырь солнечными протуберанцами, расплавилась и вздыбилась земля, вырос в десятки раз выше Шуховской башни гриб атомного взрыва. Выдохнули ученые, инженер и чекисты. Получилось! Теперь и у нас есть бомба! А вот товарищ Сталин не выдохнул, ведь Верховный Главнокомандующий он, — титан. В древнегреческих мифах, титаны это такие исполины, которые никогда не расслабляются. Они даже выше богов, потому что они держат небо. А небо, Малыш, после того как американцы много дальних бомбардировщиков наклепали и еще и атомных бомб наделали, очень тяжелое стало! Так вот, товарищ Сталин, напротив, трубочку свою раскурил, затянулся дымком от папиросного табака и стал думать, как ракеты построить, чтобы бомбу можно было не с самолета кидать, а на ракету посадить. Ракета быстрее и ее сбить намного тяжелее, чем самолет с пилотами. С тех пор прошло много лет и у нас есть много бомб, атомных и водородных, одна страшнее другой. И ракеты есть, самые разные. Только поэтому ты и есть на свете, Малыш. И день твоего рождения, это еще день крещения РДС-1, нашей первой атомной бомбы. Никогда не забывай об этом.

1.0x